component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Hi-Fi системе срочно требуется организатор

Степан Константинов

Анализ редакционной почты, а также же опыт общения с аудиофилами, меломанами и просто любителями высококачественного звука показывает, что наибольшее количество вопросов читателей так или иначе связаны с их просьбами дать рекомендации по подбору оптимальных Hi-Fi-компонентов для единого аудиокомплекса. Несмотря на то, что на страницах «STEREO & VIDEO», а также в другой аудиопрессе регулярно печатаются статьи на тему «компоненты или мини- система?», тема «аудиостроительства» по прежнему актуальна и интересует сегодня практически всех сколь-нибудь серьезных любителей звука. И в самом деле задача создания сбалансированного по звучанию и ценовым категориям Hi-Fi- компонентов аудиокомплекса является, пожалуй, наиболее сложной из тех, которые приходится решать сегодня покупателю современной бытовой электроники.

В чем же дело? Ведь казалось бы, проблема не стоит и выеденного яйца — вполне достаточно пролистать подборку аудиожурналов (например, STEREO & VIDEO») за последние год-два, подобрать симпатичные Hi-Fi-компоненты из разделов “рекомендуемые модели” и ориентируясь при этом своими финансовыми возможностями и количеством «звезд», выставленных экспертами при проведении тестов. И все дела! Теперь остается поехать в ближайший магазин бытовой электроники, где и завершить творческий процесс покупкой выбранной заочно «музыки». Многие «любители звука» так и делают и остаются вполне довольны своим выбором: «верха» звенят, «низы» — ухают, модели — из последних каталогов новинок сезона, Добавьте к этому эстетическое удовольствие от прекрасного дизайна и качества изготовления, характерного для подавляющего большинства изделий современной бытовой электроники. Наконец наличие на лицевой панели аппарата логотипов одной из фирм-«китов» (в смысле «акул» большого аудиобизнеса) бытовой электроники: Sony, Technics, Pioneer, Marantz и т.д. (если оно есть) — тоже дорогого стоит и греет душу его владельца. Чего еще не хватает ему для полного счастья? А для полного счастья не хватает как раз именно хорошего звука, ради которого, собственно, и затевается вся эта эпопея с покупкой «музыки» по частям. В принципе для того, чтобы без особых хлопот слушать звук с достаточно приличным (по современным меркам) качеством, вполне достаточно «одноразово» купить хорошую мини-или миди-систему в ценовой категории $600- 800 и выше — результат почти всегда будет вполне приемлем. По крайней мере, качество звучания хорошей ми-ни/миди-системы может быть значительно выше, чем даже у вдвое более дорогого аудиокомплекса с неудачно подобранными Hi-Fi- компонентами.

Прежде чем мы с вами перейдем к вопросу обсуждения технологии подбора отдельных Hi-Fi-компонентов в систему, давайте сначала «разделаемся» с мини/миди-системами и решим для себя, для чего, собственно, нужно искать «приключения на свою голову» и вообще городить весь этот (аудио)огород. Вопрос не столь очевиден и однозначен, так как одноразовая покупка музыки оптом имеет свои плюсы и минусы. Начнем с плюсов. В принципе они те же, что и у столь популярных в 70-е годы радиокомбайнов (в нашей терминологии — магниторадиол или музыкальных центров). Во-первых, в радиокомбайне (пардон — в мини-системе), как правило, используется общий для всей системы блок питания (правда, не всегда), общая система управления (как правило, микропроцессорная, с функцией ДУ), единый многофункциональный дисплей. Это позволяет максимально упростить (читай — удешевить) систему за счет исключения дублирующих устройств и модулей в каждом блоке раздельных компонентов (например, наличие в каждом Hi-Fi-компоненте собственной микропроцессорной системы управления и блока питания). Положительные результаты такой унификации бесспорны и очевидны (например, имеется один общий пульт ДУ для всей мини- или миди-системы).

Во-вторых, все составные части системы максимально компактно «упакованы» и согласованы друг с другом как по электрическим параметрам (уровни сигналов, входные/выходные импедансы), так и по характеру звучания (подробнее об этом ниже). Отпадает необходимость забивать себе голову проблемами подбора межблочных кабелей и их коммутации по причине отсутствия последних. Справедливости ради следует заметить, что бывают мини- и особенно миди- системы, состоящие из отдельных компонентов и соединенных между собой межблочными кабелями. Однако эти системы можно условно рассматривать как набор Hi-Fi-компонентов производства одной фирмы, к обсуждению преимуществ и недостатков которого мы еще вернемся). В-третьих, габаритные размеры моноблока мини- и миди-систем имеют ширину порядка 250-360 мм (мини и миди соответственно), т.е. являются весьма миниатюрными устройствами, для размещения которых (и их малогабаритных акустических систем!) не потребуется много места — немаловажный фактор в условиях наших «мини- и миди- габаритных» квартир! Но! Нет в жизни аудиофила счастья! Количество недостатков (с его точки зрения) у мини-систем все же с лихвой перекрывает перечисленные выше достоинства.

Первый из недостатков является следствием того, что имеется весьма жесткое «прокрустово ложе» для цены одноразовой покупки. Для того, чтобы массовая аппаратура выпускалась (и продавалась!) большими тиражами (а мини/миди- системы — продукция самая что ни на есть ширпотребовская), ее стоимость в идеале не должна превышать $350-550, по которой и продаются самые ходовые модели мини-систем. Однако, как вы сами прекрасно понимаете, чудес не бывает, и бедным производителям для того, чтобы предложить покупателям полный «джентльменский набор» аудиоустройств (двухкассетную деку, стереотюнер, 3-(а лучше — 5-) дисковый CD-проигрыватель, стереоусилитель с эквалайзером и парой АС!) приходится экономить буквально на всем и, в первую очередь, разумеется, на качестве звучания. Как ни крути, а на каждый компонент системы (даже с учетом общего блока питания и системы управления) приходится не более 60-100$. Сами понимаете, что за такие «деньжищи» вам и предложат соответствующее «качество». (Хотя, справедливости ради, все же заметим, что применение современной элементной базы (скажем, однокристальной СБИС CD- проигрывателя) при массовом выпуске позволяет резко улучшить параметры мини- систем при сохранении приемлемой цены.) Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, владелец такой системы практически лишен возможности ее дальнейшей модернизации (upgrade). Как правило, мини-системы выполняются в моноблочном варианте, и у владельца для ее улучшения остается лишь возможность заменить штатные акустические системы на более совершенные, докупить проигрыватель виниловых грампластинок или, наконец, отдельную мини-дисковую деку размера мини (круто!). Вот и весь upgrade. У счастливых обладателей миди-систем ситуация аналогичная, хотя, как правило, миди-системы и состоят из отдельных компонентов. Дело в том, что отдельные миди-компоненты в продаже практически отсутствуют (кроме разве что CD-проигрывателей и проигрывателей винила). С учетом того, что развитие аудиотехники (в частности, CD-проигрывателей) происходит стремительно, через два-три года вы рискуете оказаться владельцем морально устаревшего комплекта аппаратуры, практически не имея возможности его сколь-нибудь серьезной модернизации. Так что улучшать Ваш комплект аппаратуры для, скажем, повышения качества звучания CD-проигрывателя, придется также «оптом» для всех компонентов сразу (маловероятно, что владельцы мини-систем для их upgrade будут покупать для работы с ней отдельный внешний CD-проигрыватель. Скорее они сменят всю мини-систему).

Итак, как мы видим, покупка отдельных Hi-Fi-компонентов для серьезных любителей музыки неизбежна и неотвратима. Что он при этом теряет и что приобретает? Начнем, как водится, с бочки меда. Во-первых, так как процесс формирования аудиосистемы растянут во времени (и в пространстве тоже), это облегчает процесс накопления первоначального капитала для покупки аппаратуры. Наиболее популярные Hi-Fi-компоненты относятся к ценовой категории $250-350, т.е. вполне доступны для большинства не очень состоятельных аудиофилов, в то время как мини/миди-системы высокого класса с сопоставимым качеством звучания стоят не менее $800-1000 (Pioneer V-35LD ($980), Sony LBT-N455EE ($800), Kenwood M-580 ($890). Понятно ведь, что скопить (и не успеть истратить при этом на более необходимые вещи!) сумму в $300 как минимум в 3 раза проще, чем $1000. Кроме того, при покупке аудиосистемы по частям появляется дополнительные резервы экономии за счет возможности покупки Hi-Fi-компо- нентов из разных ценовых категорий в зависимости от их приоритетности в системе. Поясним это положение на примерах. Предположим, что основной целью покупки аудиокомплекса является обеспечение максимально высокого (в пределах выделенной суммы) качества воспроизведения записей с CD, а к качеству записи/воспроизведения кассетной деки и приема стереопередач в диапазоне FM особых требований не предъявляется. В этом случае целесообразно купить наиболее качественный из доступных Вам проигрыватель CD и хороший усилитель с акустическими системами, но при этом существенно сэкономить на покупке кассетной деки и стереотюнера более низкой ценовой категории (или даже не покупать их вовсе!). Если же основная цель покупки аудиосистемы — коллекционирование записей с CD на магнитофонных кассетах, то в этом случае оптимальным будет другое решение: имеет смысл купить более дорогую и качественную кассетную деку с износостойкими головками (сендастовыми или аморфными), а проигрыватель CD может быть классом ниже, так как качество записи на аудиокассете все равно будет уступать качеству звука на CD. При покупке мини-системы этот номер обычно не проходит, так как в ней, как правило, используются аудиокомпоненты одного уровня. Поэтому при желании покупателя иметь более качественный CD-проигрыватель, он при покупке более дорогой и совершенной мини-системы будет вынужден в «нагрузку» к лучшему по качеству CD-проигрывателю покупать и более дорогие остальные компоненты системы.

Итак, первый плюс налицо — большая гибкость и вариантность в построении системы. Отсюда же вытекает и второе (а скорее даже первое) важнейшее преимущество компонентной аудиосистемы — возможность ее поэтапной модернизации заменой отдельных Hi-Fi-компонентов на более качественные и совершенные. Однако будьте при этом психологически готовы к ощутимым финансовым потерям: при современной ситуации на рынке бытовой электроники Hi-Fi-компонент, выпущеный всего лишь год-два назад, сегодня вам будет очень трудно продать даже за полцены. Дело не только в том, что при теперешнем колоссальном выборе моделей Hi-Fi-компонентов большинство покупателей стремится купить только новую аппаратуру, но и в ее быстром моральном старении. Как правило, вследствие общего обвального падения цен на современную бытовую электронику вообще и аудиотехнику в частности и ее быстрого прогресса новые модели, сменяющие на рынке старые, стоят заметно дешевле своего предшественника, но при этом имеют существенно лучшие технические характеристики. Особенно быстро меняются проигрыватели CD и аппаратура цифровой звукозаписи (мини-диск: обладатель новой модели не успевает ней привыкнуть и порадоваться качеству ее звучания, как через год-два она уже безнадежно морально устаревает. Мини-диск не успел появиться на рынке, а сегодня уже продается 4(!) поколения минидисковых дек! Поэтому сейчас покупка престижной аудиотехники уже не является выгодным вложением денег для защиты их от инфляции (как в старые добрые времена), а совсем даже наоборот. Поэтому психологически приготовтесь к этому и по возможности не расстраивайтесь, увидя через месяц-два после покупки желанного вам Hi-Fi- компонента (на который так долго копили деньги!) новую и еще более совершенную модель да еще и по более низкой цене! Утешайтесь тем, что современные компьютеры обесцениваются неизмеримо более стремительно и тем, что сегодня вам становятся доступны по цене компоненты с уровнем качества, стоящие еще вчера запредельно дорого. Вернемся, однако, к основной теме нашей сегодняшней беседы — Hi-Fi-системостроительству.

Грамотный подбор Hi-Fi-компонентов в единую аудиосистему является чрезвычайно сложной задачей вследствие неоднозначности получаемых результатов и огромного количества факторов, влияющих на качество «конечного продукта», т.е. звучания системы. Общеизвестно, что характер звука одной и той же конкретной модели Hi-Fi-компонента может существенно изменяться при работе его в различных аудиокомплексах. Поэтому прекрасно звучащий в магазине CD-проигрыватель может весьма блеклый вид у вас дома, а весьма средненький по результатам проверки магазине усилитель может «расправить плечи» и блеснуть незаурядным качеством звучания у вас дома в комплекте с вашими акустическими системами. Причин для объяснения данного феномена — множество. Во-первых, практически все Hi-Fi-компоненты в «бюджетных» ценовых категориях $200-350 неизбежно привносят ту или иную «окраску» звучания. Условно говоря, характер их звучания может быть ярким и динамичным, с «острыми» высокими частотами и «пронзительными» средними частотами, а может быть и «мягким», с приглушенным звучанием высоких. Если подобрать аудиосистему из компонентов сходного типа характера звучания, например все компоненты с «мягким» звуком, то результирующее звучание системы будет излишне вялым с заметной потерей динамики звука. В случае же, если Hi-Fi-компоненты будут грамотно подобраны по характеру звучания, то качество звучания суммы компонентов в системе может быть значительно выше, чем у каждого компонента в отдельности, так как звучание «мягких» компонентов будет компенсировать излишнюю резкость звучания компонентов с «резким» звуком. Во-вторых, на характер звучания Hi-Fi- компонентов в системах даже средних ценовых категорий заметное влияние оказывают межблочные и акустические кабели, используемые в системе. При неудачном подборе типа соединительного кабеля может быть сделан ошибочный вывод о низком качестве Hi-Fi-компонентов системы и, наоборот, простым грамотным подбором кабеля можно заметно подправить звучание вашей аудиосистемы (правда, если качество ее компонентов позволяет это сделать). Наконец, оценка качества звучания аудиокомплекса может заметно меняться в зависимости от жанра воспроизводимого музыкального материала. Например, система из Hi-Fi-компонентов с энергичным и динамичным характером звука прекрасно подойдет для воспроизведения современной популярной и рок-музыки, даже если эти компоненты имеют пониженное разрешение (количество воспроизводимых музыкальных «деталей»). И, наоборот, при воспроизведший акустической и классической музыки наиболее значимыми критериями качества воспроизведения звука становятся музыкальное разрешение и чистота звука в среднечастотном диапазоне, а также микро- и макродинамика. Потому вовсе не факт, что хорошая для воспроизведения рок-музыки Hi-Fi-аудиосистема успешно справится с воспроизведением классической музыки и наоборот. Например, электростатические акустические системы, являясь эталоном качества звучания классической музыки, выглядят (в смысле — слушаются) весьма и весьма блекло при воспроизведении рок-музыки из-за ограничений в динамическом диапазоне воспроизводимого сигнала, особенно на низких частотах.

Однако дело не так безнадежно, как может показаться при чтении предыдущих абзацев. Если вы, несмотря на вышеизложенное, не впали в меланхолию, вас не пугают сложности стоящих перед вами задач, и вы все же окончательно решились на покупку аудиокомплекса по частям, то в этом случае при выборе Hi-Fi- компонентов полезно запомнить несколько основных несложных принципов совместимости компонентов в системе. Следуя этим советам, вы сможете избежать многих ошибок и скомпоновать отдельные Hi-Fi-компоненты в хорошо звучащую АУДИОСИСТЕМУ.

Прежде всего необходимо определиться с составом вашей будущей аудиосистемы и очередностью покупки Hi-Fi-компонентов. Многие аудиоиздания процесс ее формирования предлагают начать с покупки усилителя и акустических систем. В принципе это верно, так как именно они являются ядром аудиосистемы и в наибольшей степени определяют характер ее звучания. Однако не исключаются и другие варианты например, покупка, в первую очередь проигрывателя CD. Такое решение оправдано с практической точки зрения, так как сегодня в каждой семье уже имеется та или иная аудиотехника (например, отечественного производства), к которой может быть подключен проигрыватель CD. На первом этапе формирования аудиосистемы это позволит (пусть не с самым высоким качеством) сразу же получить доступ к самому распространееному и качественному на сегодня носителю звуковой информации — CD, и начать формирование вашей коллекции компакт-дисков, не дожидаясь покупки всей системы в целом.

Итак, с учетом того, что наиболее качественным источником звуковых программ в настоящее время являются компакт-диски, строительство Вашей аудиосистемы целесообразно начать с покупки Hi-Fi-компонентов базового состава аудиокомплекса: CD-проигрыватель — усилитель низкой частоты — акустические системы. При распределении выделенных вами (вашей женой, родителями и т.д.) средств на покупку этих компонентов в качестве ориентира можно принять следующие примерное соотношение их стоимости: источник / усилитель / акустическая система 1:1:1,5 («золотое правило аудиофила»). По мере развития аудиосистемы и с учетом финансовых возможностей ее владельца впоследствии базовый состав может быть дополнен тюнером и кассетной (двухкассетной) декой. Что же касается необходимости покупки проигрывателя виниловых грампластинок для вашей аудиосистемы, то аргументами могут служить уже имеющаяся у вас коллекция грампластинок. С учетом того, что практически все такие коллекции составлены из грампластинок отечественного производства, а также лицензионных дисков производства бывших соцстран, для их прослушивания вполне достаточно приобрести относительно простые и недорогие проигрыватели-полуавтоматы в ценовой категории $150-200. Аргументами «против покупки» проигрывателя виниловых дисков сегодня является качество звука отечественных грампластинок в таких коллекциях, которое заметно уступает качеству звука на CD. Кроме того, практически все сколько-нибудь интересные выпущенные у нас грампластинки сегодня уже переизданы на CD и доступны практически любому любителю музыки. Поэтому иметь менее качественные «дубли» этих записей на грампластинках (к тому же зачастую изрядно «запиленных» на отечественных проигрывателях) вряд ли оправдано. Что же касается так называемого «винилового ренесанса», т.е. растущей за рубежом популярности виниловых грампластинок, то эта популярность является относительной (относительно огромных объемов выпуска CD) и вызвана действительно выдающимся качеством современных аудиофильских грампластинок. Но! Необходимо помнить, что с учетом высокого качества таких грампластинок их прослушивание имеет смысл (экономический) только на весьма совершенных проигрывателях ценовой категории $600 и значительно, значительно выше. Понятное дело, что такие качественные проигрыватели имеет смысл включать только в состав аудиокомплекса весьма высокого класса, т.е. достаточно высокой ценовой категории. Кроме того, и сами аудиофильские грампластинки тоже весьма недешевы — порядка $50, т.е. значительно дороже, чем CD. Поэтому «винил» сегодня — это скорее, уже из области аудиосистем категории Hi End, чем Hi-Fi, чему, кстати говоря, можно посвятить отдельную статью. Следующая важнейшая проблема, которая встанет перед вами — это решение вопроса: будет ли ваш аудиокомплекс составлен из компонентов производства одной фирмы-изготовителя, или он будет смешанного состава. Оба эти подхода имеют право на жизнь, так как имеют как положительные, так и отрицательные аргументы в пользу того или иного решения.

Преимуществом «монофирменной» аудиосистемы является единство внешнего оформления компонентов, более-менее сбалансированные технические характеристики и характер их звучания, а также возможность управления системой с одного общего для всей системы пульта ДУ. Так как номенклатура выпускаемых ведущими фирмами бытовой электроники Hi-Fi компонентов весьма велика, почти всегда имеется возможность подобрать из них аудиосистемы различного уровня сложности в различных ценовых категориях.

Однако и этот принцип формирования аудиосистемы не лишен недостатков. Основным из них является трудность обеспечения полного баланса Hi-Fi- компонентов аудиокомплекса производства одной фирмы по качеству звучания при заданных ограничениях на суммарную стоимость комплекта. Дело в том, что даже фирмы-гиганты бытовой электроники имеют некоторую специализацию в изготовлении Hi-Fi-аппаратуры. Одним фирмам, условно говоря, лучше удаются относительно дешевые и массовые модели (Aiwa, Sony), другие сделали ставку на производство моделей среднего (Marantz) или высокого класса (Meridian). Даже для одного типа Hi-Fi-компонентов, но в различных ценовых категориях, ситуация неоднозначна. Возьмем для примера кассетные деки. Считается, что в ценовой категории $150-220 в этом сегменте рынка Hi-Fi-компонентов наилучшее соотношение качество/цена у простых и надежных кассетных и двухкассетных дек фирмы Aiwa. В более высокой ценовой категории — $250-350, в лидеры выходят кассетные деки фирм Sony, Matsushita (Technics), Pioneer, Yamaha. В категории $350-550 заслуживают особого внимания «верхние» модели фирм Pioneer, Sony, и наконец среди самых дорогих «машин» — изделия фирм ТЕАС, Nakamichi. Аналогичная ситуация и с проигрывателями CD: в категории, например, до $250- 300 проигрыватели фирм Sony, Pioneer, Kenwood, Philips и т.д. выглядят и звучат очень даже неплохо. Зато уже в категории $350-450 многие эксперты отдают предпочтение изделиям других фирм, в частности, знаменитой серии CD- проигрывателей Marantz CD-63 и его модификаций.

Эти примеры приведены здесь для того, чтобы проиллюстрировать следующую аксиому: в принципе из модельного ряда Hi-Fi-компонентов одной фирмы можно подобрать комплекты аппаратуры в различных ценовых категориях, однако эти аудиосистемы далеко не всегда будут оптимально сбалансированы по критерию качество/цена в рамках заданных ценовых групп. Лучшего результата можно добиться, подбирая в систему наилучшие сочетания компонентов различных фирм из выбранной Вами ценовой категории, но обязательно с учетом их взаимной совместимости. (Под совместимостью в данном контексте понимается способность различных Hi-Fi-компонентов совместно функционировать в составе единой системы без потери качества их звучания). При этом различные Hi-Fi-компоненты должны не только обеспечивать техническую совместимость между собой (например, наличие у проигрывателей CD и мини-дисковой деки одинаковых типов соединителей для цифрового сигнала по входу/выходу — оптического или коаксиального), но и быть подобраны между собой по характеру звучания. Немаловажно при этом учесть, например, что, имеются заметные отличия в ширине передних панелей Hi-Fi-компонентов производства различных фирм (420 мм (Pioneer), 425 мм (Marantz), 430 мм (Sony, Technics, Aiwa, Denon, Yamaha), 440 мм (Kenwood)), что наряду с ярко выраженным «фирменным» дизайном современных компонентов может осложнить создание единого по дизайну аудиокомплекса из смешанных Hi-Fi-компонентов. Принимая во внимание, что аудиосистема является весьма заметной частью интерьера современной квартиры, учет последнего соображения весьма немаловажен при отборе возможных кандидатов в вашу систему. Например, весьма специфический дизайн (скажем так) в принципе весьма неплохих Hi-Fi-компонентов английской фирмы NAD, несмотря на прекрасное качество их звучания и хорошее отношение качество/цена, резко ограничивают возможности подбора партнеров по аудиосистеме для аппаратуры этой фирмы. К Hi-Fi-компонентам серии 900 фирмы Philips или серии Fine ART фирмы Grundig вообще практически невозможно было подобрать другого соседа (с точки зрения создания единого по стилю аудиокомплекса), кроме как компонент из этой же серии фирмы. С одной стороны — это «плюс», так как изделие обладает ярко выраженной индивидуальностью и «лицом», с другой — большой «минус», так как фактически принуждает покупателя купить весь комплект Hi-Fi- компонентов одной фирмы. Достоинства и недостатки такого принципа комплектования аудиосистемы были рассмотрены выше. Примечательно, что дизайн компонентов новой серии 700 фирмы Philihs сделан гораздо проще и он, если так можно сказать, является среднестатистическим для современных Hi-Fi- компонентов, что без особых проблем позволит сочетать их с компонентами других фирм. Большим «плюсом» однофирменного комплекта Hi-Fi-компонентов считается наличие общего для всей системы пульта ДУ (обычно это пульт усилителя системы или ресивера). Спору нет — это действительно удобно. Но! Сегодня, с появлением в продаже программируемых пультов ДУ, которые можно «обучить» подавать команды различным Hi-Fi-компонентам в различных кодах, эту проблему можно считать решенной и для аудиосистем из смешанных Hi-Fi- компонентов. Если дело только за этим — купите дополнительно программируемый пульт ДУ (например, Pioneer CU-AVlOOa ($100) — и наслаждайтесь жизнью, не вставая с кресла или дивана! Более того, с покупкой программируемого пульта у вас дополнительно появляется «бесплатная» возможность управлять с этого пульта еще и телевизором и видеомагнитофоном! Тот редкий случай, когда одним выстрелом наповал убивается целое стадо (или стая?) зайцев. Теперь, после того как вы определились с принципами формирования вашей будущей аудиосистемы, следует решить вопрос о ценовой категории приобретаемой аппаратуры. Главный критерий при этом, без сомнения, ваши финансовые возможности. Кроме того, возможно для вас будут полезны следующие общие соображения о критериях качества Hi-Fi-компонентов разных ценовых категорий. Итак, Hi-Fi компоненты начального уровня в ценовой категории $150-200 в грамотно подобранной аудиосистеме будут звучать примерно как хорошая мини-система. В принципе эти аудиокомпоненты еще не обеспечивают высококачественного звучания. Однако компоненты стоимостью $250-350 зазвучат уже значительно лучше, и качество их звучания вполне удовлетворит большую часть любителей музыки. Hi-Fi-компоненты стоимостью $450-600 звучат очень натурально и музыкально и предназначены для аудиогурманов с повышенными требованиями к качеству звука. Их звук удовлетворит подавляющую часть слушателей и может быть приемлемым для многих профессиональных музыкантов. Компоненты $750-1000 — верхняя граница серийной Hi-Fi аппаратуры — предел мечтаний большинства «трезвомыслящих», а главное, реально оценивающих свои финансовые возможности аудиофилов и меломанов. Выше этого — только небо и аппаратура категории High End, стоимость которой может достигать $10000 и выше. Стоимость такой аппаратуры High End, обеспечивающей чрезвычайно реалистичное и натуральное воспроизведение звуков (а самое главное — музыки), имеет уже почти логарифмическую зависимость от качества звучания: разница в звуке двукратно отличающихся по цене High End-компонентов едва уловима «нормальными» слушателями.

Однако спустимся на землю и вернемся к нашим Hi-Fi-компонентам. Для сугубо качественной и предварительной оценки отличий в звучании аудиоаппаратуры различного уровня сложности при выборе ценовых категорий можно руководствоваться следующими критериями. Более совершенная аппаратура отличается от менее качественной, в первую очередь, натуральностью звучания музыки, передачей ее динамического диапазона и полным отсутствием каких-либо видов слышимых искажений. Наиболее сильно среди Hi-Fi-компонентов в различных ценовых категорий отличается качество звучания проигрывателей CD. Более простые модели имеют стерильный и искусственный характер звучания, приводящий к быстрой утомляемости при прослушивании музыки на таком проигрывателе. Эти недостатки простых проигрывателей CD наиболее ярко проявляются при прослушивании классической музыки и записей акустических музыкальных инструментов. В то же время CD-проигрыватели низких ценовых категорий более-менее удовлетворительно воспроизводят звучание современной популярной и поп-музыки, а в особенности — звуки электронной музыки и звуковых синтезаторов. По мере движения вверх по ценовой лестнице стоимости CD-проигрывателя, его звук, как правило, становиться все более и более естественным и совершенным. Начиная со стоимости в $500-600 и выше его звучание уже вполне приемлемо для большинства слушателей.

Разница в классе кассетных дек проявляется прежде всего в способности их обеспечивать одинаково высокое качество записи на всех типах компакт-кассет, особенно — при работе с металлическими лентами типа IV, уровне шумов в паузе без использования системы шумоподавления DOLBY, а также в потере на менее качественных аппаратах прозрачности звучания и акустической атмосферы студии звукозаписи. Кроме того, лентопротяжный механизм более дорогих магнитофонов, как правило, имеет лучшее качество изготовления, что исключает «плавание» звука даже при использовании компакт-кассет в корпусах низкого качества. И конечно же, наличие «сквозного канала» в современных 3-головочных кассетных деках позволяет добиться при использовании высококачественных кассет выдающегося качества звучания, как правило, недостижимого в 2-головочных аппаратах.

Усилители низкой частоты бывают, как известно, ламповые и транзисторные. Сейчас стало модным любить «ламповый звук», который, по утверждению «лампофилов», принципиально отличается от звучания транзисторных усилителей. Эта разница в звучании ламповых и транзисторных усилителей объясняется разницей в физических принципах работы вакуумных и полупроводниковых усилительных элементов, различным спектральным составом гармонических искажений на выходе усилителя (2 и 3 гармоники у ламповых усилителей и целый «букет» высших гармоник у транзисторных), а также различием в схемотехнике построения усилителей (использование в схемотехнике транзисторных усилителей глубоких ООС и практически полный отказ от оных в ламповых усилителях), определяющих динамические характеристики усиливаемых сигналов. На слух отличие в звучании транзисторных и ламповых усилителей воспринимается как более динамичный и детальный звук транзисторного усилителя и более натуральный, но и более сглаженный, «мягкий» звук лампового. О вкусах не спорят, но при воспроизведении классической музыки в большинстве случаев слушатели предпочтения отдают ламповым усилителям; при воспроизведении современной популярной музыки верх, как правило, одерживают транзисторные усилители (речь идет о достаточно совершенных и качественных усилителях в каждом типе). Необходимо только помнить, что «хорошие» ламповые усилители весьма недешевы и их нижняя ценовая категория начинается где-то с $800 — 1000, в то время как относительно неплохие модели транзисторных усилителей уже встречаются, начиная с ценовой категории $450 и выше. Наиболее совершенный звук среди транзисторных усилителей имеют модели, построенные на полевых транзисторах, занимающих по качеству звучания промежуточное положение между ламповыми и транзисторными усилителями. Хорошие усилители обоих типов отличаются от простых главным образом способностью неискаженной передачи пиковых уровней музыкальных программ, а также «прозрачностью» звучания. Кроме того, усилители высокого класса обладают хорошим тембральным балансом и обеспечивают сбалансированное звучание даже при отключенных регуляторах тембра в режиме SOURCE DIRECT. Выходная мощность усилителя должна быть такой, чтобы обеспечивать достаточный уровень громкости звука в помещении с учетом чувствительности работающих совместно с ними акустических систем. Для помещений 15-20 кв.м при использовании акустических систем высокой чувствительности вполне может хватить усилителя с выходной мощностью 2х40 Вт. Выходная мощность усилителя 2х55 Вт и более достаточна в большинстве случаев и позволит вам не обращать особого внимания на чувствительность при выборе типа акустических систем.

Выбор акустических систем для аудио-комплекса — ответственный этап формирования аудиосистемы. В случае принятия неоптимального решения результаты предыдущих усилий по подбору компонентов системы могут быть в значительной степени обесценены, так добиться хорошего звука не удастся. Применительно к акустическим системам понятие «хороший звук» подразумевает, что воспроизводимый ими звук должен иметь частотный баланс (глубокий бас и звонкие высокие частоты с «прозрачными» средними частотами) и обеспечивать большую динамику воспроизведения звука. Номинальная электрическая мощность акустической системы для исключения возможности ее механического повреждения должна быть по крайней мере не меньше выходной мощности усилителя. В зависимости от геометрических размеров и способа их установки акустические системы бывают напольными, т.е. устанавливаемые при помощи специальных шипов-опор непосредственно на пол, и устанавливаемые на подставки (так называемые акустические системы для «книжной полки»). Напольные системы имеют определенные преимущества перед системами для «книжной полки», так как не требуют применения для их установки специальных дорогостоящих подставок. Стоимость напольной акустической системы сравнима со стоимостью малогабаритной акустической системы плюс стоимость ее подставки при сопоставимом качестве звучания. Попытки сэкономить на покупке подставок, как правило, к добру не приводят, так как качество звучания малогабаритных акустических систем при установке в мебельные стенки и другие предметы мебели приводит к резкому ухудшению качества их звучания, Вообще правильная установка акустических систем в помещении имеет чрезвычайно важное значение для получения качественного звука — расстояние между акустическими системами должно быть равно расстоянию до слушателя и составлять не менее 2 м. Идеальным считается такая установка акустических систем, чтобы центр высокочастотного громкоговорителя находился на уровне ушей сидящего слушателя. Не следует устанавливать акустические системы в угол комнаты, а системы «под книжную полку» на пол, в этом случае в их звуке будут чрезмерно подчеркнуты низкие частоты и нарушен частотный баланс звука.

Итак, предположим, что процесс выбора и покупки Hi-Fi-компонентов вами успешно завершен. Теперь остается их грамотно подключить друг к другу. Как правило, качество межблочных кабелей, входящих в комплект аппарата, оставляет желать лучшего (кабеля). Значение влияния кабелей на характер звучания аудиосистемы не стоит недооценивать. Переоценивать, впрочем, тоже. Всяк кабель должен знать свое место. Место стоимости комплекта кабелей для вашей системы находится где-то между 10 и 15 процентами от общей стоимости Hi-Fi- компонентов. Считается, что при таком соотношении ценовых групп компонентов и соединительных кабелей, последние и «борозды не испортят» (в смысле не попортят звука), и хозяина системы не разорят. Покупать менее качественные кабели — значит «зарезать» звук в системе, покупать более дорогие — неоправданная в большинстве случаев трата денег, так как возможный прирост качества звучания не будет адекватен затратам на его достижение. В настоящее время популярны весьма качественные и относительно недорогие межблочные кабели в ценовой категории $20-75 изделия фирм Vampire, Tara Labs, Straight Wire, Monster Cable. Очень удобную систему индексов имеют межблочные кабели производства Monster Cable серии Interlink 100-200-300-400. При их покупке можно руководствоваться простым мнемоническим правилом: вначале определяется ценовая категория соединяемых между собой Hi-Fi-компонентов в $, а затем для их соединения покупается кабель Interlink той серии, номер которой соответствует ценовой группе компонентов (например, для компонентов $250-300 лучше всего подойдут кабели серии Interlink 200 или Interlink 300). При выборе типов акустических кабелей для подключения акустических систем к усилителю обратите внимание на недорогую и качественную продукцию фирм Monster Cable, Esoteric Audio, Straigt Wire, Jamo и т.д. Что касается выбора типоразмера сечения акустического кабеля, то для акустических систем мощностью до 100 Вт можно рекомендовать кабели с сечением 2.5-3 кв.мм, а для мощной акустики в 150 Вт и более лучше купить солидные межблочные кабели с поперечным сечением проводов порядка 4 кв.мм.

И еще один совет. При подборе Hi-Fi-компонентов в систему по возможности используйте компоненты из близких ценовых категорий. В противном случае вы рискуете иметь не сбалансированную по качеству звучания систему. Например, в случае покупки дешевого усилителя он будет самым «узким» местом вашей системы и не позволит полностью раскрыть потенциальные возможности более качественных источников сигналов. Но с другой стороны, совершенный и качественный усилитель при работе с источниками сигналов низкого качества безжалостно подчеркнет все их недостатки, в то время как более дешевая модель усилителя могла бы в принципе их затушевать и замаскировать. Так что, дорогие читатели - удачных вам покупок! Надеемся, что наши советы и рекомендации будут вам полезны и помогут создать АУДИОСИСТЕМУ ВАШЕЙ МЕЧТЫ!

Журнал «Stereo&Video» N6 1997 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика