component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

На кухне компакт-дисков

Юрий Козюренко

Сейчас компакт-диск — самый популярный носитель музыкальных записей. Качество его звучания и предоставляемые возможности управления, как говорится, на слуху и на виду, но для многих остается тайной их изготовление. Производство компакт-дисков происходит в несколько этапов. Вначале на студии записывается звуковая фонограмма. Затем формируется лента, содержащая всю музыкальную и служебную информацию. Полученную магнитофонную сигналограмму называют «мастер-лента», она является информационным подлинником компакт-диска. Затем с нее производится запись лучом лазера на стеклянный полированный диск со светочувствительным покрытием (фоторезистом). Звуковые сигналы, преобразованные в последовательность электрических импульсов, управляют оптическим модулятором — устройством, которое перекрывает лазерный луч, падающий на слой фоторезиста. В результате на его поверхности образуется ряд микроскопических засвеченных участков, которые после проявления покрывают серебром путем напыления в вакуумной камере. С диска методом гальванопластики снимают никелевую копию, которую после необходимой механической обработки используют в качестве матрицы при тиражировании партии дисков. Прессуют диски из поликарбоната специальных оптических марок, оптические характеристики которого определяют качество диска. После прессования информационную сторону диска подвергают металлизации тонким слоем алюминия (0,1 мкм) и для защиты от механических повреждений покрывают защитным слоем акрилового лака, в который одновременно вклеивается этикетка.

На качество звучания влияет не только технология изготовления диска, но также и технология записи «мастер-ленты», которая условно обозначается с помощью буквенных индексов, нанесенных на лицевую (нерабочую) поверхность диска и продублированных на буклете и инлее (бумажной вставке на обороте футляра). Широко распространены три варианта:

DDD — во время записи, микширования, монтажа и изготовления мастер-ленты использовался цифровой тракт и цифровой магнитофон;

ADD — при первичной записи использовался аналоговый студийный магнитофон. Микширование, монтаж и изготовление мастер-ленты производились с использованием цифрового магнитофона;

AAD — во время первичной записи и последующего микширования использовался аналоговый студийный магнитофон. Оцифровка и изготовление мастер-ленты выполнялись с использованием цифрового магнитофона.

По мнению некоторых экспертов технология AAD обеспечивает наибольшую натуральность и мягкость звучания, но это в основном переиздание старых записей.

Российский рынок наводнен огромным количеством компакт-дисков, и только немногие их них действительно хорошо звучат. Дешевые диски болгарского или китайского производства, которые повсюду можно встретить на развалах и в киосках, не выдерживают критики. Более дорогими, но более качественными являются компакт-диски немецкого производства. На этикетках высококачественных компакт-дисков указана страна- изготовитель, а также имеется штриховой код. Такие диски значительно дороже и продаются в специализированных магазинах, где их можно прослушать. В упаковку этих дисков чаще всего вложен буклет с подробной информацией об исполнителе. На пиратских дисках в подавляющих случаях нет надписи о том, где они изготовлены. Их можно отличить от оригинальных и по отсутствию красочных буклетов: в лучшем случае вы обнаружите только нечетко отпечатанные вкладыши. При покупке внимательно изучите внешний вид диска и поинтересуйтесь, где он изготовлен. На нелегальность пластинки указывает также отсутствие указанных где надо и не надо телефонов музыкальной компании, выпускающей компакт-диск и таким образом рекламирующей себя.

Картинка на самой пластинке, за которой с легкой руки The Beatles укрепилось название «Яблоко», еще может быть повторена пиратами во всем многоцветии, но раскошеливаться на дорогую полиграфию многостраничных буклетов им не по карману. Последнее, можно сказать повальное, увлечение музыкальных компаний — новый тип упаковки под названием диджипак (digipac). Она изготавливается из тонкого картона, на котором и печатается вся информация. Пираты пока такую упаковку не копируют. Обратите внимание на упаковку диджипаков — их обтягивают полиэтиленом, а не целлофаном.

Еще одна характеристика — маркировка самого диска. Внимательно рассмотрите, что и как написано на обороте компакта по диаметру вокруг центрального отверстия, там, где заканчивается алюминиевое напыление. Все заводы имеют свою маркировку и свои правила и особенности расположения информации, однако основные данные обязаны давать и дают все легальные заводы. Первое — код завода. Уральский электромеханический завод (УЭМЗ), например, маркирует свою продукцию буквами UL, австрийский завод Sony DADC проставляет буквы DADC, Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ) обозначает свою продукцию буквой G. Далее в информационной строке указывается номер заказа внутри завода, который содержит одну или две буквы и несколько цифр. Через дробь после заводского номера заказа стоит каталожный номер компакт-диска. Начиная с середины прошлого года, все легальные изготовители CD проставляют на дисках собственный код, который можно обнаружить ближе к отверстию диска. По идее учредителя кодирования, Международной Ассоциации производителей фонограмм (IFPI), эта мера позволит контролировать пиратство и легко отличать нелегальные релизы.

Рис

В заключение несколько слов об обращении с компакт-дисками. Если их всегда брать за ребро и сразу, а не через несколько дней после прослушивания убирать в конверт, то никакой дополнительной чистки дисков не требуется. Если же на диске появилась пыль, следы от пальцев или грязь, их нужно удалить: всегда по прямой линии от центра к краям чистой мягкой сухой салфеткой из материала, не оставляющего ворса, и ни в коем случае нельзя использовать растворители и абразивные чистящие средства.

Журнал «Stereo&Video» N11 1996 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика