component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Как работает формат DVD

Мирослав Лобов

Моей задачей было оценить качество воспроизведения звукозаписей. Вначале были измерены параметры аппарата при работе в режиме классического проигрывателя звуковых компакт-дисков. Модели отличались друг от друга лишь в незначительных деталях. Частотная характеристика составляла от 20 до 20.000 Гц с отклоненитем 0,3 дБ. Линейность преобразователей была отличной, а соотношени сигнал/шум было не ниже 92 дБ. При оценке линейности преобразователей при помощи эталонного сигнала диска фирмы Denon выяснилось, что на самых низких ypoвнях путь прохождения сигнала оказался полностью заглушенным. Поэтому на этих уровнях сигинал выпадает, причем затухание сигнала сопровождается шумовым пульсированием.

Поскольку измерительные и тестовые диски формата DVD? рекомендованные ARA (Acoustics Renaissance for Audio), пока отсутствуют, осталось провести субъективный тест.

При высокой плотности записи необходима ее обработка еще еще одним блоком памяти. Эта необходимость вызвана тем, что после загрузки компакт-диска аппарат в течение нескольких секунд определяет, какой формат записи имеется на диске. При этом часть зaпиcaнного мaтeриала копируется в память проигрывателя. Затем можно включить режим воспроизведения. Поскольку обработка сигнала в памяти продолжается сравнительно долго, следует смириться с несколько замедленным включением всех режимов.

С целью осуществления контроля к цифровому выходу был подключен вход цифроаналогового преобразователя. Это позволило еще раз убедиться в том, что:
1) сигнал, сопровождающий изображение, имеет частоту дискретизации 44,1 или 48 кГц, а на компакт-диске 96 кГц. в соответствии с требованиями ARA:
2) сигнал, приходящий с компакт-диска, находится на цифровом выходе в формате SPDIF, т.е. его можно далее обрабатывать при помощи обычных цифроаналоговых преобразователей;
3) при воспроизведении звука, записанного с использованием системы Dolby Digital, оптический выход передает сигнал в формате РСМ АС-3, предназначенном для декодеров Dolby Digital.

Конструктивно обе модели выполненны очень современно. Это подтверждает их вес, сравнимый с весом обычных проигрывателей компакт-дисков: большая часть деталей привода изготовлена из пластмассы, электроника размещена на трех печатных платах, а классический трансформатор заменен намного более легким импульсным источником питания, который уже стал стандартным для видеомагнитофонов.

Из компакт-дисков формата DVD наиболее интересным мне показался диск, записанный в 1996 году в пражском концертном зале «Рудольфинум» с произведениями Антониа Дворжака и Бедржиха Сметаны. Интерес можно объяснить тем, что запись была осуществлена в наиболее совершенном формате, который в качестве максимального требует ARA, т.е. с частотой дискретизации 96 кГц и 24-разрядным преобразованием. Эти рекомендации ARA, касающиеся указанной частоты дискретизации, выполняются пря сведении записей высочайшего качества при условии, что она будет осуществляться без кабелей. Аналогичные требования предъявляются к хранению и обработке записей на матрицах. При частоте дискретизации 96 кГц можно использовать 16- или 24-разрядный преобразователь (от этого зависит количество каналов и продолжительность записи: 1.6 бит = 8 каналов = 93 минуты; 24 бит =2 канала = 182 минуты).

Воспроизведение записанного материала было вне конкуренции. К сожалению, сравнивать было не с чем, диск был единственным, к тому же отсутствует аналогичная запись в формате CD. Тем не менее, можно предполагать, что записи в формате DVD будут производиться лишь профессионалами высокого класса в студиях, оборудованных наилучшей аппаратурой. Здесь же должно произойти однозначное разделение аналогового и цифрового сигналов, причем аналоговый сигнал будет предназначаться для обработки сигнала эффектов.

При прослушивании диска DVD с записанными кинофильмами, озвучивание которых было осуществлено с частотой дискретизации 48 кГц. через обычные стереофонические устройства, слушатель не слышит звучания, в частности, среднего диалогового канала. Такое звучание является в значительной мере непропорциональным. Необходимо отключить телевизор, звуковая часть которого работает от звукового же сигнала, подводимого через разъем SCART, и упрямо автоматически включаемого при каждой загрузке диска формата DVD. С другой стороны, при очень низком уровне воспроизводимого сигнала можно заметить проникновение сигнала из тюнера телевизора. Качество воспроизведения, по сравнению со всеми доступными источниками видеосигнала, является намного более совершенным и динамичным, с меньшим количеством искажений. Несмотря на то, что проигрыватели относятся к средней ценовой категории, их нельзя ни в чем упрекнуть.

Самую интересную часть теста, т.е. сравнение качества воспроизведения в многоканальном режиме домашнего кинотеатра нам, к сожалению, пришлось отложить до того времени, когда в нашем распоряжении окажется достаточное количество кинофильмов, записанных с применением соответствующих систем. После этого мы снова вернемся к проигрывателям компакт-дисков формата DVD. Классические компакт-диски в этих проигрывателях воспроизводятся, по всей видимости, через тот же преобразователь, который в других случаях управляется программным способом. Это выражается как в его ограниченной линейности (см. выше), так и в качестве воспроизведения, которое по сравнению с лучшими проигрывателями компакт-дисков все же не избавлено от некоторых недостатков. В первую очередь, к ним следует отнести более мягкое, не столь жесткое звучание низких частот, далее заметное окрашивание верхней части частотного диапазона, а также довольно чувствительное снижение динамики с менее точной локализацией и ограничением глубины пространства. Эти недостатки, однако, сравнимы с недостатками аналогичных проигрывателей, относящихся к средней ценовой категории (от 350 до 520 долларов США).

Первые образцы проигрывателей компакт-дисков формата DVD полностью подтвердили техническую перспективность этого формата. Его коммерческое распространение будет зависеть главным образом от доступности соответствующего программного обеспечения. В противном случае грозит опасность, что этот формат останется лишь плодом технического эксперимента. как это случилось, например, с форматом HDCD, где имеется всего 180 носителей информации и перспектива расширения в ближайшем будущем этого количества до 400 названий. С другой стороны, записи в формате DVD, выполненные в соответствии с рекомендациями ARA, практически лишены недостатков, однако какие студии способны обеспечить такие условия?

Журнал «Stereo&Video» N9 1997 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика