component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Маленький носитель для большого звука

Борис Сергеев

Все дело в том, что качество звучания компакт-дисков несколько противоречиво: они наиболее качественно передают самые сильные сигналы, которых в музыкальной программе не так уж много, а наименее качественно — самые слабые сигналы, которых намного больше. Такую ситуацию исправить практически невозможно, если не внести принципиальные изменения в стандарт записи. К тому же диаметр компакт-диска слишком велик и карманный CD-плейер получается значительно больше такого же кассетного, а потому неудобен для кармана. Решением этой проблемы, обобщив многолетний опыт работы с компакт-дисками и технологию цифровой обработки сигнала, всерьез занялись специалисты фирмы Sony — они создали мини-диск, первые образцы которого появились на рынке в 1992 году.

Посмотрите на него повнимательнее: небольшого диаметра, несколько похожий на дискету диаметром 3,5 дюйма и объемом 1,44 Мбайта, он переливается всеми цветами радуги, однако прикоснуться к нему, как и к содержимому дискеты, нельзя, поскольку он упрятан в футляр. Запись на мини-диск осуществляется магнитным способом, этим он несколько напоминает дискету, однако считывание записи производится оптическим способом, что роднит его с компакт-диском. Разумеется, процесс записи и воспроизведения намного сложнее, чем может показаться. Так, магнитная запись осуществляется на тонкий металлический, практически гомогенный (однородный) слой специального состава. Как известно, в дискетах и магнитофонных лентах записывающий слой состоит из микроскопических кристалликов металла или окисей металла, нанесенных на основу при помощи специального лака. Специальный состав обладает магнитной «жесткостью». Это означает, что под воздействием внешнего магнитного поля перемагнетизация диска практически отсутствует или весьма мала. По этой причине запись, сделанную на мини-диск, нельзя стереть столь же легко, как запись на магнитофонную ленту, так что Вам не придется беспокоиться о том, что качество записи может снизиться, если мини-диск оставить вблизи работающего телевизора или акустической системы. Процесс записи на мини-диск осуществляется совершенно иным способом, чем на все остальные носители магнитной записи.

Замерзшая музыка

Для каждого ферромагнитного материала существует определенная температура, называемая «точкой Кюри», при достижении которой радикально изменяются его качества — материал перестает быть ферромагнитным. Если ферромагнитный материал нагреть выше соответствующей температуры, внести в магнитное поле (или создать вокруг него сильное магнитное поле при помощи, например, электромагнита), а затем охладить его до температуры ниже точки Кюри, то магнитное поле в нем как бы «замерзает». Поскольку речь идет о материалах, обладающих магнитной «жесткостью», то «внутреннее» магнитное поле продолжает в них оставаться и после отключения внешнего магнитного поля. Именно такой принцип используется при записи на мини- диск. Он вращается в непосредственной близости мощного электромагнита и все точки его поверхности последовательно разогреваются инфракрасным лазерным лучом. Разогревание производится краткими импульсами, разогретое место быстро охлаждается и сохраняет в себе внешнее магнитное поле, которое меняет полярность в зависимости от того, какой знак записывается на мини-диск — ноль или единица. Таким образом в записывающем слое возникают островки, обладающие различной полярностью. Их нельзя увидеть или прочитать путем изменения высоты отражающей поверхности, как это происходит в компакт-дисках, в которых запись несут углубления, так называемые «питы». Однако запись можно считать на основании принципа, заключающегося в том, что при падении поляризованного света на намагниченную поверхность изменяется направление поляризации. Таким образом, конструкция устройства для считывания записи на мини-диск полностью отличается от конструкции аналогичного устройства в проигрывателе компакт-дисков. Для считывания записи применяется тот же лазер, что для записи. Разница заключается лишь в сниженной мощности лазерного луча при считывании. Это делается для того, чтобы не разрушить записанный материал. На поверхности мини-диска, как и на компакт- диске, имеются «бороздки», а точнее одна спиралевидная бороздка, предназначенная для проводки записывающей (и соответственно считывающей) систем. Поэтому поверхность мини-диска так же радужно отражает свет, как поверхность компакт-диска. Кодирование сигнала на мини-дисках существенно отличается от способов, применяемых в компакт-дисках или системах DAT. Мы уже описывали этот процесс на страницах нашего журнала, однако на минуту вернемся к этому описанию. В течение последних десяти лет через область обработки сигналов всех видов красной нитью проходит проблема экономного кодирования. Это связано с широким распространением цифровых технологий, обладающих огромным и несомненным преимуществом: они обеспечивают запись, передачу, воспроизведение и другие способы обработки исходного цифрового сигнала (включая многоразовое копирование) без снижения его качества. Впрочем, в этом есть одна (как минимум) загвоздка. Давайте на время оставим в стороне философские рассуждения о том, был ли мир создан цифровым или нет. Нам придется согласиться с тем, что понимая под словом «сигнал» то, что в конечном счете воспринимается органами чувств человека, все натуральные сигналы являются аналоговыми. Быть может, это не относится в полной мере к некоторым сигналам, воспринимаемым нашими органами обоняния, однако этой проблемой сейчас заниматься не будем. Для цифровой обработки аналоговые сигналы необходимо дигитализировать, т.е. заменить быстро изменяющиеся величины последовательностью чисел, которые изменяются скачкообразно. Такая замена осуществляется в общем-то приблизительно, поэтому в ее процессе происходит точно определенная деградация (частичная потеря) сигнала. При записи, передаче и т.д. указанные потери не увеличиваются (по крайней мере теоретически), однако они все же существуют. И если органы чувств человека способны заметить изменения, произошедшие при обратном преобразовании цифрового сигнала в аналоговый, то можно сделать вывод, что определенных потерь качества избежать невозможно.

Рис. 1

Принципиальная схема процесса записи на мини-диск

Опыт, накопленный по цифровой обработке звука, показывает, что «закон Мэрфи», утверждающий, если какая-нибудь неприятность может произойти, то она обязательно случается, полностью и немилосердно работает и в данном случае. Хотя физиологические и акустические исследования утверждают, что человеческий слух обрабатывает лишь незначительную часть получаемой информации, тем не менее частичная потеря информации четко в эту часть вписывается. Иными словами, наш слух ко многому относится достаточно терпимо, часто позволяет себя обманывать, однако очень негативно реагирует на деградацию сигнала, даже если она проявляется в самой простом виде.

К счастью, меру деградации при аналого-цифровом преобразовании сигнала можно сравнительно легко снизить путем повышения точности преобразования, практически осуществляемого при помощи увеличения количества битов, в которые преобразуется аналоговый сигнал. Однако понятие «легко» вовсе не означает «просто». Поскольку при создании компакт-дисков разработчикам хотя и с трудом, но все же удалось справиться с линейной шестнадцатибитовой технологией, создалось впечатление, что именно она вполне удовлетворяет человеческий слух. Именно поэтому эта технология стала применяться в бытовой цифровой аппаратуре. Динамический диапазон 96 дБ, частотный диапазон от 0 до 20 кГц, колебания скорости (детонация) нулевые — вот и все, готовьте ваши уши. Герберту Караяну звучание понравилось, вам тоже понравится. На самом деле все, конечно же, обстоит иначе. Из огромного количества децибелов на пиковые значения приходится от десяти или пятнадцати дБ, а они составляют не более одного процента продолжительности сигнала. Если вы не желаете слушать звучание, напоминающее лязг шестерен или визжание циркулярных пил, то уровень полезного сигнала не должен опускаться ниже значения, составляющего около шестидесяти децибелов. Искажения, которые неизбежно возникают вследствие неточностей дискретизации (так называемой шум квантования), возрастают по мере ослабления сигнала. Таким образом, до слушателя доходит «музыкальная динамика», составляющая около 50 дБ, которая сравнима с величиной, обеспечиваемой аналоговой записью на магнитной ленте. Соотношение сигнал/шум несколько лучше, чем в аналоговых аппаратах, однако это ни о чем не говорит, поскольку шум не действует на слух столь неприятно, как искажения квантования.

Кстати, очень хорошо, что шум существует. Его наличие даже в самом высококачественном аналоговом сигнале нисколько не мешает процессу квантования, поскольку он действует в данном случае как естественный дитер. Напомним, что дитер (dither) — это псевдослучайный сигнал, подмешиваемый к основному в процессе дискретизации. В этом заключается один из парадоксов дигитализации: хотя наличие шума в оригинальном сигнале снижает соотношение сигнал/шум, однако при этом одновременно снижается шум квантования, при этом результирующий сигнал ощущается слушателем намного более приятнее по сравнению с восприятием сигнала, в котором шум отсутствует. Не будем сейчас вдаваться в подробности, поскольку теория эффектов такого типа не поддается тривиальному объяснению. Если же мы в процессе дискретизации попытаемся достигнуть повышения качества сигнала путем добавления дополнительных битов, нам придется столкнуться с двумя проблемами. Основная проблема заключается в том, что однажды принятый стандарт очень трудно изменить. Вторая проблема чисто технического порядка: чем большее количество битов передается, тем большие требования предъявляются к качеству аппаратуры, передающих каналов, скорости обработки и т.п. Многобитовые (т.е. более высокие, чем 16- битовые) технологии применяются в профессиональной студийной аппаратуре, однако и в этом случае приходится возвращаться к 16-битовому квантованию. Для обратного преобразования существует несколько хитрых способов, в том числе с применением метода SBM (Super Bit Mapping = супербитовое отображение). Еще труднее решается проблема, связанная со скоростью сигнала изображения (видеосигнала), поэтому ключевой проблемой стал поиск возможностей экономии битов при сохранении по крайней мере субъективно высокого качества. Что касается звука, эта проблема в основном решена, причем было найдено сразу несколько решений. Однако все решения основаны на одном и том же принципе, связанным с использованием эффекта маскировки. Попросту говоря, из смеси различных звуков органы слуха выделяют лишь наиболее сильные звуки, полностью игнорируя слабые. Принимаются во внимание также детали временных характеристик, их частотные составляющие (окраска), а также некоторые другие факторы. Таким образом, выбрав правильный способ кодирования, можно снизить объем передаваемой информации почти в десять раз, при этом качество звучания остается вполне приемлемым. Не беремся утверждать, что звучание сохраняется на уровне Hi-Fi. Наиболее эффективные методы применяются в системе MPEG-2 при многоканальной передаче звука.

При записи звука на мини-диск применяются аналогичные методы, включающие в себя так называемое кодирование с плавающей запятой. О чем идет речь? Представим себе, что при линейном шестнадцатибитовом квантовании для записи мгновенного значения сигнала имеется в распоряжении диапазон чисел от -32768 до +32768. При помощи этих чисел требуется записать напряжение в пределах от -3 до +3 В. Такие величины напряжения встречаются, например, у выходного сигнала проигрывателя компакт-дисков. Напряжение величиной три вольта можно передать с отклонением трех тысячных процента, а напряжение величиной три тысячных вольта передается с отклонением (а тем самым с возможной ошибкой) порядка нескольких процентов. Положение можно исправить, если пожертвовать точностью передачи самых больших напряжений. По свидетельству специалистов по психоакустике, это не будет большой ошибкой. Решение было найдено путем записи математического выражения с плавающей запятой, которая отвечает обычному способу записи числа в таком виде: число, умноженное на десять в некоторой степени. Например, 32768 = 3,2768 х 104. Разумеется, вместо десятичной системы счисления используется двоичная, однако суть не меняется. Если, например, в шестнадцатибитовой записи использовать первые двенадцать битов для записи числа, а оставшиеся четыре — для записи показателя степени, то можно, не выходя их вышеуказанного интервала от -32768 до +32768, достичь отображения возможной разрешающей способности с погрешностью, не превышающей пяти сотых долей процента у самых больших и самых малых величин. Существуют и более хитроумные способы решения этой проблемы, и именно они используются в мини-дисках.

Таким образом, удалось достичь величины искажений записи на мини-диске меньших, чем одна сотая процента при любом полезном напряжении. Динамический диапазон является несколько меньшим, чем аналогичный показатель у компакт-дисков, тем не менее он все же превышает 90 дБ. Детонация практически отсутствует. Принятые меры по сжатию информации привели к тому, что семьдесят четыре минуты записи можно вместить на диск, размеры которого не больше компьютерной дискеты диаметром 3,5 дюйма. При этом, несмотря на многочисленные меры по экономии, слышимая деградация сигнала практически отсутствует. Это утверждение можно в полной мере отнести к новейшим моделям как проигрывателей мини-дисков, так и записывающих устройств.

Система ATRAC

Система кодирования, применяемая в мини-дисках, называется ATRAC (Adaptive TRansform Audio Coding). Упоминая другие системы профессиональной цифровой записи звука, следует заметить, что система DAT, как известно, отступила на заранее подготовленные профессиональные позиции, а система DCC так и нашла применения. За исключением относительно высокой стоимости аппаратов и носителей записи, ничто не могло помешать наступлению мини-дисков на позиции компакт-дисков и особенно на позиции классических кассет. Однако русская пословица гласит: «Поспешишь — людей насмешишь». Как ни странно, но аппаратура Hi-Fi уже не раз подтвердила правильность этого утверждения. Одним из известных подтверждений была квадрофония. Способ обработки сигнала, находящийся на границе технических возможностей в период возникновения компакт-дисков, а также недостаточно продуманное решение технических проблем в первых аппаратах, появившихся на рынке, послужили причиной появления слухов о несовершенстве цифровой записи. Та же история повторилась и мини-дисках. Система ATRAC теоретически разработана таким образом, чтобы отвечать потребностям человеческого слуха лучше, чем линейное шестнадцатибитовое кодирование. Тем не менее попытки обогнать конкуренцию привели к тому, что на рынок попали аппараты, далеко не полностью использующие имеющиеся возможности, поэтому формат мини-дисков с самого начала вызывал недоверие. Но нет худа без добра, и может быть, такое недоверие способствовало повышению активности конструкторов, направленную на то, чтобы восстановить несколько пошатнувшуюся репутацию мини-диска.

И уже начиная с версий ATRAC выше 3.5, у Sony появился достаточно сильный конкурент в лице альянса Sharp-Denon. Последние модели практически полностью используют возможности, предоставляемые системой ATRAC, а тем самым и системой мини-диска. Это означает, помимо всего прочего, что исходный аналоговый сигнал необходимо обрабатывать не шестнадцатью, а большим количеством битов. Кодирование, применямое в системе ATRAC, позволяет эффективно использовать до 24 битов. Следует подчеркнуть, что кодовая система, записанная на диск, остается той же самой, а различные поколения системы ATRAC лишь выделяют некоторые особенности, связанные с мерой полноты использования ее возможностей. Цифровые шестнадцати- и более битовые оригиналы могут переводиться в систему ATRAC с использованием самых различных технологий, аналогичных технологиям Noise Mapping или Super Bit Mapping. Однако перевод в систему ATRAC осуществляется лишь при изготовлении записанных мини-дисков, т.е. коммерческого software (программного обеспечения). Лидирующее положение здесь занимает, разумеется, фирма Sony. Улучшение качества касается главным образом чистоты звучания, в то время как на величину соотношения сигнал/шум система оказывает лишь незначительное влияние. Как уже неоднократно говорилось, шум не слишком режет слух, а соотношение сигнал/шум в 90 и более децибел, без проблем обеспечиваемое системой ATRAC, оказывается более чем достаточным. Высокого качества обработки сигнала при разумной стоимости аппарата удалось достичь лишь в версии ATRAC 3.5 благодаря прогрессу в области совершенствования интегральных схем, Первым аппаратом, в котором была применена эта версия, была модель записывающего и воспроизводящего устройства Sony MDS-JA3ES, за которой последовали модели, где применялись версии ATRAC 4.0 и 4.5. В этих устройствах, по моему личному мнению, лучше доработана аналоговая часть, поэтому не происходит попадания помех из транспортной части в звуковой сигнал. Кроме того, в них использовались более качественные преобразователи, в особенности аналого-цифровые. Поэтому, например, запись, сделанная с компакт-диска через аналоговый вход проигрывателя мини-дисков, по качеству практически не уступает прямой цифровой перезаписи. Такая запись обладает обратной совместимостью, это означает, что ее можно воспроизводить на любом старом аппарате (но с качеством звучания, которое может обеспечить данный аппарат). В настольной модели Sony MDS- JE 500 функция обработки сигнала была объединена с функцией управления транспортом ) одной интегральной схеме. Это позволило конструкторам достичь более приемлемой цены аппарата. Следующая модель этой серии MOS-JF, 510, которая появилась на европейском рынке в конце 1997 года и стоит около $380, отличается от своей предшественницы MDS-JK 500 лишь наличием дополнительного цифрового коаксиального входа.

Кроме изделий фирмы Sony, на европейском рынке имеются другие устройства для воспроизведения минидисков других фирм, однако мы сейчас не можем, к сожалению, написать, к какому поколению они относятся. Свою лепту внесла японская фирма Denon, которая производит проигрыватель мини-дисков, оснащенный процессором ALPHA (модель DMD-1800 AL). Кроме нее, эта фирма предлагает и более простую настольную модель DMD-1000 без указанного процессора, а также ряд моделей миди- и мини-формата. Еще одна крупная фирма Kenwood, также занимающаяся изготовлением проигрывателей мини-дисков, применяет в своих моделях систему ATRAC 3.5 и уже положительно себя зарекомендовавший 20-битовый процессор с высоким разрешением D.R.I.V.E. Проигрыватели мини-дисков и записывающие устройства предназначаются, конечно, для использования в мини-системах и мини-музыкальных центрах и выпускаются фирмами Sony, Aiwa и Sharp. Среди новинок Sharp присутствует портативный MD-рекордер MD-MS 200, в котором использована последнее достижение фирмы в технологии мини-диска — ATRAC 5.0. С подобной версией ATRAC показали на выставках новые модели Sharp (стационарная дека MD-R 2H, мини- системы MD-X7 и MD-X8), Pioneer (мини-система Inspira NS-7 MD). В продаже имеются также проигрыватели мини-дисков для автомобилей, в том числе и чейнджеры на несколько дисков фирм Clarion, Kenwood и Sony.

По замыслу конструкторов мини-диск должен был заменить классическую компактную кассету в переносных и карманных аппаратах и в автомагнитолах, Задумано неплохо, но насколько осуществимо? Что касается проигрывателей, то конструкторам самых миниатюрных моделей фирм Sony и Sharp удалось «сжать» их габариты до размеров, не намного превышающих диаметр самого мини-диска. Записывающие аппараты стоят значительно больше, стоимость самых дешевых из них сравнима с ценой самых дешевых настольных (стационарных) проигрывателей и составляет около $400. В настоящее время в Японии объем продаж проигрывателей мини-дисков превышает объем продаж магнитофонных плейеров класса Walkman.

Удобная игрушка

Популярность мини-дисков постоянно растет. Если сравнить рост объемов продажи проигрывателей мини-дисков с момента их появления на рынке с ростом продажи проигрывателей компакт-дисков, то можно утверждать, что мини-диск уверенно лидирует. Интересные данные приводит статистика: любительницы (именно дамы) аппаратуры и звучания Hi-Fi с очень большой осторожностью обходят аналоговые проигрыватели этого класса с миллионом самых разных кнопок, ручек и тому подобных «излишеств», к которым страшно прикоснуться, с тонармом, который нужно аккуратно опускать на виниловый диск, с самим диском, который следует постоянно протирать, сдувать с него пыль и т.п., короче говоря — аппараты, обращение с которыми приносит массу неудобств. Кроме того, включая такой аппарат, дамская половина порой рискует услышать резкую критику в свой адрес со стороны противоположной части человечества. То ли дело проигрыватель компакт-дисков: нажмешь кнопку, выедет ящичек, положишь в него диск, нажмешь на кнопку, ящик заедет назад и начнется музыка. Почти то же самое мини-диск. Короче говоря, об оснащении быта аппаратурой часто заботятся женщины, любящие комфорт. Кассеты по удобству обращения с ними находятся где-то посредине. С точки зрения управления проигрыватели мини-дисков весьма схожи с компакт-дисками, немного с кассетными деками. Более других к ним близки проигрыватели DAT, но они мало распространены. Поэтому, как уже говорилось, не приходится удивляться, что популярность мини-дисков постоянно растет.

Еще несколько слов об удобстве управления. Как и на компакт-дисках, на мини-дисках можно быстро находить и воспроизводить фрагменты в прямом и обратном направлениях. Можно пропускать фрагменты записи, при этом все чаще вместо кнопок применяется вращающаяся ручка. Это новшество придумали на Sony, а сейчас оно присутствует практически во всех моделях MD- рекордеров других фирм-изготовителей. Режим записи включается по-разному, хотя эта разница может показаться довольно существенной. Мне лично кажется наиболее удобным способ включения, при котором после нажатия кнопки Record аппарат оказывается подготовленным к началу процесса записи и находящимся в режиме Pause, и на индикаторе отображается уровень сигнала, даже без установки MD. Сам процесс записи начинается лишь после нажатия кнопки Pause, a если модель оборудована режимом Time Machine, то запись будет осуществляться после нажатия соответствующей кнопки, находящейся, как правило, на пульте дистанционного управления. Непосредственное включение процесса записи можно осуществить одновременным нажатием двух кнопок — Record и Play. Существуют, впрочем, модели, в которых процесс записи, а тем самым и одновременного стирания ранее записанных фрагментов, начинается сразу при нажатии кнопки Record. Часто в таких, «наиболее вежливых» моделях предусмотрена функция, предупреждающая пользователя о том, что он может невольно стереть ранее записанные фрагменты. После того, как запись окончена, записанные фрагменты можно пронумеровать и присвоить им названия. Кроме того, их можно объединять, разбивать на части и т.п. Содержание диска записывается в ТОС (Table Of Content), эта таблица выполняет функции наклейки на компьютерной дискете. При загрузке мини-диска его содержимое считывается, а по окончании воспроизведения редактируется (если были внесены какие-либо изменения). Существуют некоторые ограничения: запись на мини-диске разделена на блоки с продолжительностью звучания около 60 мс, при этом содержимое блоков не подлежит никаким частичным изменениям. Необходимые изменения в блоках можно внести лишь на профессиональной аппаратуре. Короче говоря, мини-диск умеет делать очень много. И еще одно его достоинство: при записи и воспроизведении цифровой сигнал проходит через буферную (промежуточную) память сравнительно большого объема, достигающего нескольких секунд. Аналогичной памятью оснащены проигрыватели компакт-дисков и DAT, однако в них объем памяти намного короче. Наличие этой памяти обеспечивает возможность начать запись при поступлении сигнала, пришедшего в аппарат до начала записи. В процессе воспроизведения такой сигнал способен заполнить кратковременные перерывы в звучании, возникающие, в частности, при сильных сотрясениях, что является преимуществом переносных аппаратов и моделей, установленных в автомобилях.

Подводя итог сказанному, осмелюсь высказать утверждение, что победоносное шествие системы мини-диска по планете успешно продолжается. Возможно, качество воспроизводящих устройств еще нуждается в некотором совершенствовании, особенно если оно увеличит удобство в управлении. Имеется в виду конфронтация двух систем: кассета и мини-диск. Стоимость настольных (стационарных) проигрывателей мини-дисков уже снизилась до уровня высококачественных магнитофонных дек, а качество звучания мини-диска в улучшении не нуждается. Изготовлением чистых (незаписанных) носителей записи занимается пока всего лишь шесть фирм в мире (марок, естественно, намного больше, как это у них принято). По всей вероятности, количество фирм и марок будет возрастать, поскольку спрос растет. Таким образом, судьба мини-диска будет несколько напоминать судьбу магнитофонной компакт-кассеты. Правда, стоимость носителя записи в системе «мини-диск» несколько выше магнитофонной и составляет около $7 за 60 минут записи или около $9 за диск на 74 минуты. (Это цены московских магазинов Sony Pro Shop, а на «горбушке» при покупке блока из десяти мини-дисков цена может упасть до $5 за MD-74.) Если же стоимость 60-минутного мини-диска удастся снизить до 3,5 долларов, то это будет означать близкий конец стационарных кассетных дек. Конечно, агония какое-то время продолжится... Но не буду выступать в роли пророка. Самым слабым местом мини-дисков в настоящее время является, вне всякого сомнения, предложение записанных дисков, намного уступающее спросу. Предложение составляет в настоящее время не более тысячи названий, но ведь и начало компакт-диска также проходило незаметно. О воспроизведении минидиска в автомобиле следует написать отдельную статью, к тому же использование мини-дисков в автомобилях в нашей стране только начинается. Однако перспективы представляются вполне реальными, поскольку преимущества мини-диска, к которым, несомненно, относятся его стойкость против сотрясений, возможность изменить порядок воспроизведения отдельных фрагментов, а также некоторые другие достоинства делают его использование намного более удобным по сравнению с компакт-диском. Поскольку у меня нет автомашины, предоставляю право высказаться на эту волнующую тему владельцам автомобиля, оснащенного проигрывателем мини-дисков. Но если бы меня спросили, стоит ли приобрести проигрыватель компакт-дисков в автомобиль, я отвечу отрицательно. Лучше купите и сами угадайте, что.

Где еще применим мини-диск

Использование мини-диска как формата не ограничивается только музыкальными записями. Мини- диск может служить в качестве запоминающего устройства компьютера, которое по своему объему (140 Мбайт) составит конкуренцию формату CD-ROM. Его можно использовать, к примеру, для составления альбома объемом до 2000 снимков, причем источником снимков могут служить видеокамера, цифровой фотоаппарат или видеомагнитофон. Мини-диск может быть применим в качестве комбинации копировального устройства, текстового процессора и факса. Такое устройство скопирует содержание факса на мини-диск, на котором можно отредактировать и заархивировать текст. Большой интерес представляет 4-дорожечное записывающее устройство с микшером, насчитывающим 10 входов. Все эти аппараты уже созданы и существуют как в виде прототипов, так и товаров, имеющихся в свободной продаже. К сожалению, они пока мало распространены, да и то только в Японии.

Журнал «Stereo&Video» N4 1998 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика