component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Акустика фирмы Jamo

Игорь Васильков

Датская фирма Jamo — один из крупнейших в мире производителей акустических систем класса hi-fi и акустики для систем домашнего театра. В 1994/95 финансовом году она продала около 1 млн. колонок (на 20% больше, чем год назад) в 70 с лишним стран мира. Это признанный колоночный brandname, занимающий 4 место в мире среди наиболее «оборотистых» компаний, которые специализируются на разработке и производстве АС (после Bose, JBL и Infinity). На европейском рынке Jamo уже вплотную конкурирует с Bose. Фирма также является крупным поставщиков комплектующих (пара сотен наименований) для Sony, JVC и Philips. И, наконец, продукция Jamo одной из первых среди систем подобного класса появилась в России, где уже три с лишним года ее дистрибуцией занимается финский торговый дом «Калинка-Стокманн».

Новое здание завода по производству акустических систем

Союз инженера и бизнесмена

В 1968 году два датчанина Пребен Якобсен и Юлиас Мортенсен — бизнесмен и инженер-дизайнер — основали фирму, которую назвали по начальным буквам своих фамилий. Вы можете сказать, что подобное начало можно встретить в истории многих фирм, но свои первые колонки они действительно собирали в переоборудованном курятнике. Последующие 25 лет истории Jamo отмечены уверенным и порой стремительным ростом и выходом продукции фирмы на все главные и второстепенные мировые рынки.

Модели серии Cornet

Успех фирме принесли прежде всего ее акустические колонки, рассчитанные на массового потребителя, который не ищет особых изысков, а просто хочет иметь дома добротную и недорогую аудиосистему. В этом отношении союз инженера и бизнесмена оказался как нельзя кстати: Jamo побеждала многих конкурентов именно за счет прекрасного соотношения цена/качество своей продукции. И вот что интересно: высокотехнологичная фирма тратит на рекламу меньше 3% своего дохода, а ее продукция весьма популярна в мире. Этот парадокс объясняется тем, что главным рекламным средством для Jamo являются рекомендации ее постоянных клиентов.

На велосипеде вдоль конвейера в Глингоре

Глингор — это продуваемый всеми ветрами городок на севере Дании. Расположенный на заостренной оконечности полуострова Ютландия и населенный 12 тысячами жителей, он является домом для одного из крупнейших в мире производителей акустических колонок.

Как того можно ожидать от датской компании, завод и офис Jamo, общей площадью 21 тыс. кв. м, отличаются безукоризненной чистотой и модерновостью. Машины, используемые в производстве корпусов колонок, работают на основе самых современных и весьма впечатляющих технологий. В частности, форма корпусов выверяется с помощью лазерной интерферометрии. Сборочному же конвейеру Jamo может позавидовать любая самая передовая японская фирма. Действительно, производственный процесс в Jamo устроен с такой тщательностью и дотошностью, что если машина для выполнения какой-нибудь операции отсутствует или она не настроена с надлежащей точностью, то разработкой и изготовлением занимается лично Якобсен.

Фабрика Jamo длинная и узкая. Такая форма продиктована особенностями рельефа того участка земли, на котором строился завод. Это, конечно, создает определенные проблемы — некоторые производственные участки разделяют дистанции немалого размера. Однако на помощь персоналу приходят «умные» транспортные средства. Наименее технологичное из них, но возможно одно из самых эффективных — двухколесное подобие велосипеда для доставки деталей и документов во все уголки фабрики. Компьютеризованный конвейер автоматически определяет размеры коробок с колонками и сортирует различные модели так, что продукция всегда попадает точно по назначению.

Другой и, пожалуй, самый важный элемент системы контроля за качеством — люди, управляющие автоматами и сборочными линиями. Они проверяют и перепроверяют каждый процесс и каждую операцию при изготовлении колонок. Политика Jamo в отношении персонала — еще одна аналогия с японскими фирмами. Все устроено так, чтобы стимулировать сотрудников на рождение «рацпредложений» по улучшению производственного процесса. Наиболее удачные идеи незамедлительно внедряются, а их авторы — награждаются.

Никто не забыт, ничто не забыто

Новейшие серии колонок Jamo всеобъемлющи и включают некоторые инновационные и интересные продукты. Естественно, Jamo не могла оставить без внимания нынешний бум на системы домашнего театра и разработала целый ряд акустических систем для них — центральные спикеры, фронтальные и тыловые колонки, сабвуферы (активные — недавно к ним добавилась новая модель SW505E со встроенным усилителем на 100 Вт и пассивные). Оригинальным дизайнерским решением стойки для телевизора Jamo Sub Center 150, в которую встроены центральный спикер и сабвуфер, достигается экономия места и создание звукового окружения хорошего качества. А маленькие треугольные тыловые колонки Jamo Surround 200 разработаны так, что положение источника звука теряется в создаваемом ими эффекте окружения.

Модель Silhouette

Но наибольшего успеха в области акустики для систем домашнего театра Jamo добилась, разработав ТНХ One — один из первых полных комплектов колонок, сертифицированный в соответствии с жесткими требованиями стандарта Ноте ТНХ. В нынешнем году эта система собрала все самые престижные премии: сначала она получила приз «Innovations'95» за отличный дизайн и конструктивное решение на зимнем электронном шоу CES в Лас-Вегасе. А затем на осенней выставке IFA в Берлине Jamo ТНХ One была удостоена европейской премии «акустика для домашнего театра 1995/96» года» — за «подлинный европейский триумф в области аудиовизуальной аппаратуры высшей категории».

Домашний театр Jamo, сертифицированный по стандарту THX

Не забывает Jamo истинных энтузиастов Hi-Fi. Для них предназначены новая серия колонок Classic, серия '07 и главная гордость фирмы — колонки Jamo Oriel. Эти почти двухметровые колонны, разработанные в условиях полной свободы творчества инженеров фирмы, обладают поистине монументальным звучанием (особенно впечатляет бас). Каждая пара колонок Oriel изготавливается персонально, что отмечается гравировкой имени владельца на специальной табличке.

Модель 507

Для молодежи Jamo выпускает серию колонок ВХ, которые рассчитаны на агрессивное и динамичное воспроизведение рок-музыки. Для профессионалов — серию Pro EX, предназначенную для передвижных дискотек, выездных концертов и прочих массовых мероприятий. Весьма внимательно Jamo относится к нуждам декораторов и дизайнеров. Черное стекло и цветные ткани колонок серии Graphic являются прекрасными элементами для оформления интерьера в футуристическом стиле. Колонки Atmosphere и Converta добавляют в звуковой и графический образы освещение. Встраиваемые в стену Jamo Art и Artina и элегантные напольные колонки Silhouette довершают выбор акустических элементов, которые «растворяются» в интерьере комнаты и создают гармонию хорошего звука и первоклассного эстетического стиля.

Модель SW 300

Во многом благодаря творчеству Jamo в мире появилось такое понятие как датский дизайн.

Журнал «Салон AV» N4 1995 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика