component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Bang & Olufsen: консерватизм и новаторство

Датская компания Bang & Olufsen занимает на рынке особое положение. Ее стиль невозможно спутать ни с каким другим. Феномен этой фирмы состоит в том, что ей удается совмещать две крайности — новаторство и известную консервативность. Подход к разработке аудио- и видеосистем в В & О не изменился со времен основания фирмы: сначала возникает концепция, идея, а уж затем усилиями инженеров и дизайнеров она принимает материальные очертания. Верность избранного подхода подтверждает целый букет различных наград и призов, полученных фирмой за время своего существования. Еще один секрет успеха В & О, как ни банально это звучит, заключается в заботе о потребителе, можно даже сказать, в потакании его слабостям и природной лени. Иначе чем еще объяснить выпуск телевизоров, послушно поворачивающихся за зрителем или CD-плейеров с автоматически раздвигающимися шторками? Или устройств, снижающих громкость при поднятии телефонной трубки?

Два гражданина Ютландии

История В & О началась в 1925 году, когда два датских инженера Питер Бэнг и Свен Олафсен объединили усилия в сфере разработки радиоаппаратуры. Первым плодом их технической мысли стал приемник Eliminator, появившийся на свет в фамильном доме Олафсена в ютландском городке Струер. Интересно, что Ютландия, этот узкий и длинный полуостров на северо-западе Дании, оказалась настоящей кузницей талантов: неподалеку от Струера зародилась и другая именитая датская фирма Jamo, основанная инженером Мортенсеном и бизнесменом Якобсеном.

Первый успех воодушевил компаньонов, и они решили поставить выпуск приемников на коммерческую основу. В результате, 17 ноября 1925 года на свет появилась фирма Bang & Olufsen. Для масштабной коммерции дом семейства Олафсенов был не приспособлен, поэтому через два года фирма открыла небольшую фабрику в Струере. Инженеры решили подстраховаться: фабрика была построена с таким расчетом, чтобы в случае неудачи с приемниками ее можно было использовать в других целях (страховка оказалась излишней — спустя 70 лет главный завод В & О находится на том же самом месте). По окрестностям Струера быстро распространился слух о начинании двух инженеров — так В & О получила первую известность. В 1927 году фирма приступила к выпуску ламповых приемников «3 lamper», а спустя два года — «5 lamper». Успешная модель на пяти лампах и связала имя фирмы с радиотехникой.

В 30-е годы В & О продолжила новаторскую линию. В 1938-м, например, фирма выпустила первый в мире приемник с кнопочным управлением и фиксированными настройками на несколько радиостанций. Владельцы Master-39СН могли настроиться на 16 длинно- и коротковолновых станций, просто переключая кнопки. По тем временам это было явное излишество, но Бэнг и Олафсен таким образом хотели подчеркнуть свою особую заботу об удобстве потребителей. Эту «фамильную» черту и приставку Вео в названии продуктов (первыми Вео стали приемники в бакелитовом корпусе, выпущенные в конце 30-х) В & О сохранила до сего дня.

Тогда же компания основательно занялась организацией продаж, все магазины, в которых продавалась продукция фирмы, получили единое оформление. В & О провела селекцию своих партнеров и авторизовала группу наиболее профессиональных дилеров. Концепция сбыта, заложенная еще в 1940 году и предполагавшая создание международной авторизованной дилерской сети, почти без изменений сохранилась до настоящего времени.

Как ни странно, начало Второй мировой войны и оккупация Дании германскими войсками почти не отразились на делах фирмы. В годы войны В & О продолжала выпускать забавные новинки, хотя наряду с мирной продукцией ей все же пришлось заняться изготовлением раций и телефонов для военных. Оккупанты отплатили черной неблагодарностью — уходя из Дании,14 января 1945 года они полностью разрушили фабрику в Струере. Но спустя месяц ее начали восстанавливать, и к 1946 году фирма была готова к дальнейшей работе. Инженеры тоже не сидели сложа руки, и сразу после войны В & О выпустила на рынок первый в Европе катушечный магнитофон Beocord-84U, в основу которого были положены изобретения знаменитого датского инженера Вольдемара Паульсена.

С 1950 года началась телевизионная страница в истории В & О: фирма представила свой первый прототип телевизора, а затем и коммерческий продукт — простенький ч/б аппарат. На заре телевизионной эры производством телеприемников не занимался только ленивый. В одной только Дании в середине 50-х телевизоры выпускали два десятка фирм. Сейчас осталась только одна — В & О.

Король дизайна

К началу 60-х компания осталась без своих «отцов»-идеологов и начала терять свой стиль. Но создание Европейского сообщества открывало В & О дорогу на внешние рынки, а для успешного движения по ней требовался кардинальный пересмотр подхода к дизайну аппаратуры. В & О вернулась к принципам Бэнга и Олафсена: сначала концепция продукта, потом — воплощение. Новые изделия фирмы предназначались для тех, кто прежде всего смотрит на дизайн и качество, а не на цену.

В середине 60-х к работе на фирму был привлечен дизайнер Дэвид Льюис. Он и определил нынешний фирменный стиль В & О, принесший компании международную известность. В прошлом году Льюис удостоился исключительного титула королевского дизайнера (им владеют не больше 100 человек в мире). Этот датчанин-домосед получил его от английского королевского общества поддержки искусства, производства и коммерции. Награда, как говорится, нашла героя — Льюис давно уже считается одним из главных законодателей моды в области звукотехники. За годы работы в В & О он получил огромное количество датских и международных призов: за фирменные видеосистемы LX и MX, за Beosystem AV- 9000, Beovision Avant, серию колонок Red Line и многое другое. А три разработки Льюиса — видеомагнитофон Beocord VX-5000, сабвуфер Beovox Conor и активные колонки Beolab-6000 — даже вошли в постоянную экспозицию дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке.

В этом престижном музее находятся 11 систем В & О и, в частности, первый в мире проигрыватель с тангенциальным тонармом, который фирма выпустила в 1972 году. А в 1978 году нью-йоркский музей провел специализированную выставку изделий В & О — это был пятый случай в его практике, когда выставка целиком посвящалась изделиям одной фирмы. «Bang & Olufsen создает аппараты, которые, в отличие от большинства массовых японских разработок, достойны внимания уже просто как предметы искусства», — объясняли свой выбор работники музея.

Большое количество изделий В & О отмечено датской премией за дизайн ID Prize. В начале 80-х эту премию получила уже фирма в целом. По этому случаю Совет дизайнеров Дании заявил следующее: «Создавая продукты мирового уровня, Bang & Olufsen вписала себя в промышленную историю Дании и сделала это весьма элегантно. Фирма внесла основополагающий вклад в понятие датского технического дизайна и продолжает его укреплять». Случилось это на 25-ю годовщину учреждения ID Prize, и ровно столько же лет назад В & О получила свой первый ID за разработку первого в мире стереозвукоснимателя типа ММ.

Образцом для подражания стала и выпущенная в 1964 году транзисторная стереосистема Beomaster-900. Ею В & О открыла целое дизайнерское направление, в русле которого еще целое десятилетие следовали многие европейские и японские производители.

Через тернии — к звездам

Экономический спад начала 90-х принес компании убытки: покупателям попрежнему импонировал оригинальный дизайн изделий В & О, но они не хотели вкладывать в аппаратуру слишком много денег. На фирме началась очень серьезная реформа под названием Butterfly, которая предполагала не только изменения в ее организационной структуре, но и новый подход к разработке продуктов. Опросы показали, что рынок уже не требует столь технически изощренных изделий, какими порой злоупотребляла В & О. Компания решила, сохранив все достоинства фирменного дизайна, дополнить свои линии изделий несколько упрощенными в техническом отношении, а значит и менее дорогими моделями.

В 1990 году 25% акций В & О были куплены голландской Philips. Это укрепило финансы датчан. А в 1993-м на В & О началась реализация программы, цель которой — сделать компанию более «худой, но жилистой». Сбросив ненужные подразделения, изменив стратегию продаж и разместив производство нестратегической продукции на более дешевых заводах OEM-производителей, компания вышла в плюс. Судя же по последним отчетам В & О, в прошлом финансовом году компании удалось получить рекордные за всю свою историю прибыли.

И вместе с тем, стиль Bang & Olufsen остается легко узнаваемым и неповторимым. Датская фирма по-прежнему стоит на трех китах — великолепном дизайне, фантастических функциях и высоких технологиях.

Журнал «Салон AV» N2 1996 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика