component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Практика домашней звукозаписи

Дмитрий Ловковский

Недавно в моем компьютере появился второй дисковод CD-ROM. Но диски я считываю по-прежнему на старом. Потому что новый предназначен для другого. Чукча не читатель, чукча — писатель.

Цифрой жги сердца людей

Мое увлечение музыкой началось — страшно сказать! — в 1970 году. В те времена главным аппаратом был магнитофон — по крайней мере, для тех меломанов, кто не желал ограничиваться идеологически выдержанным и высокохудожественным репертуаром фирмы «Мелодия». Людей, способных обладать значительным числом «фирменных» пластинок, было раз-два и обчелся, поэтому вся частная музыкальная жизнь происходила под шелест катушек с лентой.

Времена шли — ламповая монофоническая техника сменилась транзисторной стереофонической, затем кассетные магнитофоны начисто вытеснили катушечные. Потом пришел компакт-диск, и аналоговая магнитная звукозапись умерла. Нет, конечно, как атрибут кухонного быта, детская игрушка и подростковая забава она прекрасно себя чувствует. А в России, видимо, еще очень долго компакт-кассеты будут лидировать по продажам среди других звуконосителей. Просто аналоговые магнитофоны перестали быть основным рабочим инструментом для серьезных меломанов и аудиофилов.

Наверное, без записи можно прекрасно обойтись — даже не очень состоятельный человек может себе иногда позволить покупать компакт-диски. Но все равно мне, как и многим другим любителям музыки, чего-то в этой жизни до сих пор не хватало. До сих пор — потому что теперь все есть.

Граждане! Революция, о необходимости которой так долго говорили меломаны, свершилась!

$400 и ни центом больше!

Исследователи рынка аудиотехники давно подметили, что аппаратура, основанная на новых технологиях, становится массовой, когда в продаже появляются модели дешевле $400. Так случилось с видеомагнитофонами формата VHS, с проигрывателями компакт-дисков, с портативными бытовыми видеокамерами и минидисковыми плейерами. Именно это происходит на наших глазах с аппаратами для записи компакт-дисков — CD-R и CD-RW, поскольку стоимость компьютерных CD-R-дисководов уже преодолела магический 400-долларовый рубеж.

Наверное, не случайно именно в этом году на рынке появились домашние CD- рекордеры Philips CDR-870 — своеобразный ответ корпорации на значительное падение цен на компьютерные дисководы CD-R, произошедшее, кстати, не без ее собственного участия.

Теперь меломаны могут выбирать — купить ли им CDR-870 (или какой-нибудь подобный относительно недорогой аппарат с другой маркой — наверняка они в ближайшее время в изобилии появятся) или компьютерный дисковод. Достоинством первого является простота в обращении и доступность любому человеку, далекому от современных цифровых и информационных технологий. Недостаток — необходимость использования специальных «болванок» — чистых компактов, которые от обычных отличаются лишь особой цифровой меткой и более высокой ценой. Последняя «задрана» специально — чтобы сделать экономически невыгодным копирование дисков у друзей и приятелей. Альтернатива — компьютерные CD-R, но они требуют от пользователя, кроме наличия компьютера, еще и определенных навыков обращения с ними и не так просты в употреблении. Зато «болванки» годятся любые, да и сам аппарат является многофункциональным — на нем можно записывать диски практически всех форматов и стандартов, включая обычные звуковые.

Именно о возможностях работы с компьютерным дисководом CD-R и пойдет у нас речь в этой статье.

До сих пор ни одна другая технология не обеспечивала столь высокого качества цифровой записи с приемлемыми для многих затратами. Магнитофоны DAT хороши всем, кроме высокой стоимости аппаратуры и пленки и малого срока службы носителя. Минидиску свойственны некоторые потери при передаче звуковой информации (неизбежные в ходе преобразовании по психоакустической модели), а главное — он может проигрываться лишь на соответствующей аппаратуре, которая у нас пока еще не так уж широко распространена.

Иное дело — диск CD-R: с цифровой точки зрения, копия на нем является практически полным двойником оригинала и может воспроизводиться едва ли не на любом CD-проигрывателе (за исключением только совсем старых моделей), он достаточно долговечен (некоторые производители заявляют о 70-летнем сроке «жизни на полке»). И, что особенно важно, он обладает полной совместимостью со стандартом Audio CD: любители музыки до сих пор так и не отошли от стресса, вызванного сменой звуконосителя (этим, кстати, отчасти объясняется и нынешний «виниловый ренессанс»), поэтому любые новые форматы записи будут встречать у них подсознательное отторжение. И правильно.

Немного истории, немного теории

По меркам современных скоростей технического прогресса, компакт-диск был изобретен очень давно. В 1982 году Philips и Sony договорились о едином стандарте Compact Disk Digital Audio (CD-DA), получившем название «Красная книга» (по цвету обложки фолианта, описывавшего стандарт). Впрочем, об этом мы писали уже не раз. Другое событие, случившееся двумя годами позже, поминалось в «Салоне AV» несколько реже: все те же Philips и Sony создали свою «Желтую книгу», рассказывающую об использовании ставшей уже популярной оптической технологии для записи и хранения компьютерных данных — родился CD-ROM. В последующие годы разные стандарты (CD-ROM/XA, CD-I и т.д.) выскакивали на свет Божий, как легкомысленные старушки на оживленную автостраду. Обошлось, правда, без жертв. А в 1990-м произошло то самое событие, что сделало спустя восемь лет возможным написание этой статьи, — была издана «Оранжевая книга», определившая бытие технологии CD-R (или CD-WO, то есть диск однократной записи). Однако тогда революции не получилось — аппараты были очень дорогими и несовершенными, стоимость хранения информации на носителе — довольно высокой, поэтому первое время CD-R использовались в узких профессиональных целях. В 1995 году началось массовое производство пишущих дисководов, однако и это еще не сделало их стандартным оборудованием компьютеров. Единственная сфера, где они достаточно быстро приобрели попу- лярность, это изготовление мастер-дисков для производства CD. И не только легального. Дисковод CD-R стал непременным атрибутом современных пиратов, как черный флаг с черепом и костями у морских разбойников.

Как уже говорилось, фабричный компакт-диск и его копия на CD-R могут быть абсолютно идентичными по цифровой информации. Однако и технология их записи, и условия считывания получаются вовсе не одинаковыми. На стандартном CD рассеивающие «ямки» (pits) находятся непосредственно на металлическом «зеркале». Условия считывания — близкие к идеальным. У записанного CD-R эти «ямки» расположены в толще окрашенного полимерного слоя, который, собственно, и меняет свое состояние под воздействием «прожигающего» луча лазера. Через этот слой луч проходит дважды: сначала прямо, а затем — отразившись от «зеркала». Мощность светового потока, который поступает от CD- R в светоприемник CD-проигрывателя, составляет в результате лишь 40 — 70 про- центов от того, что отражается фабричным диском. Однако «некомфортные» условия считывания компенсируются более высокой точностью нанесения спирали с данными, меньшим эксцентриситетом (несовпадением отверстия с геометрическим центром) — в общем, современные дисководы CD-R обеспечивают большую «аккуратность» фиксации информации, чем тиражное оборудование многих не слишком новых заводов. В итоге получается, что копия на CD-R, сделанная с не очень качественного диска, звучит иногда даже лучше оригинала.

Следует упомянуть еще один стандарт оптической записи данных, установленный в 1995 году все теми же «законодателями цифровых мод» Philips и Sony, — CD-E (CD-Erasable, то есть CD-стираемый), развившийся к настоящему времени в технологию CD-RW (перезаписываемый CD). Основное свое применение она находит в сфере компьютерного хранения данных, однако и для нас, интересующихся прежде всего аудиозаписью, тоже небесполезна. Тем более, что многие современные дисководы CD-R умеют работать и с дисками CD-RW. Кстати, уже упоминавшийся пишущий CD-проигрыватель Philips CDR-870 тоже относится к их числу.

Наконец, в 1996-м появился еще один CD-стандарт, представляющий для нас немалый интерес. Это CD-Extra, он же CD Plus и Enhanced CD. В последнее время дисков в этом формате выпускается все больше и больше. В качестве примеров приведу лишь несколько: саундгрек с музыкой к фильму «Romeo and Juliet», последние альбомы Сары Маклахлан и модной итальянской певички Gala. В сущности, данный носитель является мультисессионным CD, на котором первая сессия содержит звуковые дорожки, а вторая — мультимедийную презентацию. Отметим заодно, что бытовые аудиопроигрыватели могут считывать лишь первую сессию, а компьютерные CD-ROM «видят», напротив, только вторую. Поэтому в любом CD-плейере такой диск ведет себя, как обычный звуковой компакт, а в компьютерном дисководе превращается в CD-ROM. На самом деле большинство современных дисководов ПК обладают способностью читать все сессии мультисессионных дисков, но для этого требуется соответствующее программное обеспечение. Однако если мы сейчас залезем в эти дебри, статья получится слишком большой. Мы не можем столь бесцеремонно обращаться с личным временем наших читателей. А потому переходим к самому интересному.

С чего начать?

Само собой разумеется, с приобретения дисковода CD-R. Предполагается, что компьютер уже есть. Процесс «выжигания» дисков требует серьезных системных ресурсов, поэтому ПК должен быть достаточно мощным. Минимум — Pentium 133. Pentium 200 ММХ — в самый раз. Особые требования, предъявляемые к емкости и скоростным параметрам жесткого диска, следующие. Желательно, чтобы он имел небольшое время доступа, а также индекс AV — диски с ним позволяют передавать непрерывные потоки данных, поскольку винчестер не прерывает работу для тепловой рекалибрации. И объем необходим такой, чтобы нашлось не менее 800 Мб свободного пространства для размещения записываемых данных, лучше — больше.

Hardware — твердая необходимость

Какие бывают дисководы?

По типу используемых носителей они делятся на две группы: собственно дисководы CD-R и устройства CD-RW, которые могут работать не только с дисками однократной записи, но и с перезаписываемыми CD-RW. Вторые более удобны, поскольку позволяют делать тестовые фонограммы и тем сводить к минимуму порчу «болванок». Под главным недостатком дисков CD-RW обычно принято подразумевать то, что их можно считывать только на том устройстве, на котором они были записаны. На самом деле некоторые современные CD- проигрыватели и CD-ROM прекрасно читают диски CD-RW. К примеру, такой способностью обладает плейер Denon DCD-735.

По способу подключения дисководы делятся на три группы: с интерфейсом SCSI, с интерфейсом IDE и подсоединяемые к принтерному порту (внешние). Первые — наиболее распространенные, отдавать им предпочтение следует в том случае, если в компьютере уже установлен SCSI-винчестер. Недостаток — возможные трудности в конфигурировании SCSI-адаптеров. Дисководы с интерфейсом IDE появились относительно недавно, они подходят к большинству домашних компьютеров, в которых нет контроллера SCSI. Главное достоинство — простота коммутации: привинтил, подсоединил кабель и шину питания, перезагрузился, и все — работает. Третьи, подключаемые к принтерному порту, удобны тем, что их можно переносить и связывать практически с любым компьютером — они особенно хороши для философов, следующих девизу «Все свое ношу с собой».

Еще один существенный параметр дисковода, особенно важный в аудиозаписи, — поддержка режима DAO (Disc-at-once). Практически все устройства CD-R работают в режиме ТАО (Track-at-once), а вот DAO доступен далеко не всем. В ТАО пишущий лазер выключается между дорожками — обычно на две секунды — возникает пауза, которая может оказаться лишней при концертной записи или плавных переходах между отдельными частями музыкального произведения. Некоторые дисководы позволяют и в этом режиме делать нулевые паузы, но при этом между дорожками могут возникать досадные щелчки. Поддержка DAO дает возможность записывать компакты с отсутствием пауз между дорожками, а также делать так называемые мастер-диски, с которых потом происходит тиражирование на CD-фабриках.

Выпускаются дисководы CD-R и CD-RW под марками практически всех крупнейших производителей электроники. Но реально их делает значительно меньшее число компаний: к примеру, под многими аппаратами с маркой Hewlett Packard скрываются изделия Philips.

Самыми популярными в Москве в настоящее время являются CD-R фирмы Yamaha — их поддерживает большинство программных пакетов. Однако к числу недорогих они явно не относятся. Наиболее доступные по цене аппараты (порядка $250) — продаваемые под маркой Dysan и Weames — являются морально устаревшими и для аудиозаписей годятся мало.

Сам я отдал предпочтение дисководу Philips CDD3610 (CD-R/RW) с интерфейсом IDE. Он поддерживает режим DAO, работает с перезаписываемыми дисками и может программно обновляться. Еще одно приятное достоинство — цена: в момент написания этой статьи такой дисковод можно было найти в Москве не дороже $350. Пока что я не разочаровался в своем выборе.

Software — мягкие плюшки

CD-R без соответствующего программного обеспечения — бесполезная железяка. Обычно дисководы комплектуются каким-то софтом. Если, конечно, это не OEM- версия, весь «арсенал» которой обычно ограничивается пластиковым мешком. К Philips CDD3610 (CD-R/RW), к примеру, прилагались Easy CD Creator и Direct CD известной фирмы Adaptec. Программы широко распространенные, популярные, однако, как выяснилось, умеют делать далеко не все. Так, в Easy CD Creator несколько неточно реализована поддержка режима DAO, из-за чего при записи дисков, не имеющих пауз между треками, возникают заметные «стыки». Нет возможности редактировать так называемый PQ-канал, необходимость в чем возникает при подготовке мастер-дисков. Есть проблемы с записью bootable CD- ROM и копированием дисков CD-Extra. A Direct CD, как выяснилось, остервенело конфликтует с творениями других производителей. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что идеальных программ, которые бы хорошо делали все то, что обещали, мне обнаружить так и не удалось.

Важное замечание: дисковод конкретной марки образует с программным обеспечением уникальное сочетание. Одна и та же программа может по-разному работать с разными устройствами — даже теми, что входят в число официально поддерживаемых. Поэтому, видимо, каждому неофиту CD-R придется перепробовать несколько пакетов разных разработчиков, пока найдется наиболее подходящий. Вот тут и пригодится способность дисковода работать с дисками CD- RW — иначе придется смириться с гибелью изрядного количества «болванок». К счастью, многие фирмы предлагают пользователям работающие демонстрационные версии своих программ, так что эти исследования могут быть не столь разрушительными для семейного бюджета.

Эти нежные болванки

Любому меломану, который собирается записывать CD-R, придется привыкнуть к мысли о потерях и расставаниях. Правда, всего лишь с чистыми дисками, называемыми в народе «болванками». Любой сбой в процессе записи приводит обычно к безнадежной порче носителя. Ничего не поделаешь, болванки смертны, и не в наших силах изменить этот фатальный порядок вещей. Единственное, что мы можем — свести потери к минимуму, о чем поговорим чуть позже.

Существует три вида болванок, различающихся материалом и цветом полимерного слоя (который меняет свои свойства под воздействием безжалостного лазерного луча) и материалом отражающего «зеркала». Имеются диски gold-gold (золото- золото) — со всех сторон они радуют глаз блеском настоящего 24-каратного металла, за который гибнут люди, и рабочим слоем из фталоцианина. Чаще встречаются болванки green-gold — с рабочей поверхностью зеленого цвета из цианина и отражающим слоем также из золота. В последнее время все большей любовью у народа пользуются диски blue-silver с записываемой поверхностью синего цвета и «зеркалом» из сплава на основе серебра. Говорят, что именно последние больше всего подходят для аудиозаписей. Попробовал — действительно подходят.

Существует мнение, что лучше всего использовать болванки того же производителя, чей дисковод. Подход разумный, однако экономические соображения вносят свои поправки. К примеру, болванки Philips дешевле $2,5 мне в Москве найти не удалось, а вот отличные диски TDK Reflex можно запросто добыть и по $1,6. Есть ведь разница?

Сладкие муки творчества

Итак, дисковод куплен и подключен, программы установлены, ящики с болванками громоздятся до потолка — можно начинать работу.

Задача первая: тупо копируем

Некоторые аудиофилы переписывают на CD-R драгоценные диски из своей коллекции, чтобы слушать копию и уберегать от повреждения оригинал. Задача кажется, на первый взгляд, простой, а на самом деле лишь очень немногие программы выполняют ее успешно. Большинство из опробованных мною пакетов копируют диски по дорожкам и нередко вставляют между ними паузы, даже если на оригинальном диске их нет — издержки режима track-at-once. Лучше всего, на наш взгляд, побитовое копирование получается у программы Nero немецкой фирмы Ahead. Она прекрасно справляется даже с переписыванием дисков CD- Extra, на которых обычно «затыкаются» другие копировщики.

В качестве источника можно использовать обычный CD-ROM, который уже стоял в вашем компьютере, когда вы купили себе CD-R. Однако прежде следует познакомиться с процессом Digital Audio Extraction (DAE). Происходит он всегда, когда с аудиодиска копируется информация на винчестер ПК, и имеет мало общего с воспроизведением звука обычным CD-проигрывателем. Оказывается, далеко не все компьютерные CD-ROM, которые умеют проигрывать звуковые компакты, могут выполнять DAE хорошо. А многие из тех, что умеют, делают это очень медленно и печально. Большинство CD-ROM с интерфейсом SCSI справляются с DAE успешно, а вот у IDE-дисководов с этим часто возникают проблемы. К примеру, некоторые 24-скоростные дисководы могут считывать аудиоданные в цифровой форме лишь с одинарной скоростью. Из этого следует, что скопировать аудиодиск с CD-ROM на CD-R «на лету» скорее всего не удастся, поскольку в силу специфики процесса записи скорость источника должна в несколько раз превышать скорость записи. И если пишущий дисковод работает в режиме записи 2х, значит источник должен воспроизводить диск со скоростью не меньше 4х. Поэтому обычно приходится копировать с промежуточным «сбрасыванием» данных на винчестер. А раз так, то и в качестве источника лучше использовать пишущий дисковод, поскольку все «писалки» выполняют DAE с максимальной скоростью. К примеру, Philips CDD 3610 — с шестикратной: средний по длительности компакт списывается на «винт» минут за десять.

К слову сказать, именно от качества DAO часто зависит звучание копии. Если же с DAE все в порядке, то звук будет очень мало отличаться от оригинального. На аппаратуре среднего класса заметить разницу практически невозможно. На системах с высоким разрешением различия можно обнаружить, однако сказать, что копия играет хуже исходного диска, все равно нельзя — звук другой, но отнюдь не хуже.

Задача вторая: придирчиво выбираем

В коллекции любого меломана хватает дисков, на которых нравится пара вещей и не более — ставить их каждый раз на проигрыватель бывает иногда просто лень. Так и пылятся они без дела, лишь занимая место на полке. Надо делать сборники — занятие хоть и хлопотное, но благодарное.

Эта задача по плечу всем программам. Сначала требуемые композиции переписываются на винчестер в wave-формате — это умеет любой программный пакет, позволяющий записывать аудиодиски. Затем из них создается аудиопроект, и в желаемом порядке они выжигаются на CD-R. Проблем быть не должно — читайте инструкцию к программе и делайте, что там сказано. Все предельно просто, если не браться за улучшение звучания.

С помощью редактора wav-файлов можно запросто изменить уровень записи, склеить две вещи в одну, вырезать куски композиций, которые кажутся неуместными, «закруглить» затянувшееся соло, смикшировать надоевшую песенку и т.д. и т.п. Возможности просто фантастические — знали бы авторы произведений, что вы будете с ними вытворять у себя в компьютере.

Одним из лучших редакторов считается Sound Forge фирмы Sonic Foundry — о его способностях можно написать отдельную статью. Но мы этого делать не будем — отметим лишь умение этого редактора работать с файлами большого размера — при необходимости с его помощью можно склеить в один файл (размером мегов под 700) все дорожки с целого диска, и не только склеить, но еще и «ворочать» этого монстра.

Многие программные пакеты включают в себя утилиты, позволяющие делать качественные записи с виниловых пластинок и компакт-кассет — они убирают щелчки и скрипы, подавляют шум и дают в итоге вторую молодость старой рухляди, которой давно место на помойке.

Задача третья: сам себе продюсер

Что может быть интереснее, чем запись на компакт собственных гениальных сочинений! С помощью дисковода CD-R легко не только сделать требуемое количество копий для подарков друзьям, знакомым и любимым девушкам, но и подготовить мастер-диск для настоящего фабричного тиражирования, чтобы раздавать потом прохожим на улицах и разбрасывать с дирижаблей и самолетов — сеять разумное, доброе, вечное...

Для записи потребуется перевести свои бессмертные творения в файлы уже упоминавшегося формата wav или aiff (если у вас «Макинтош»). Если вы уже давно сочиняете музыку и пишете ее в домашней компьютерной студии, вам не надо рассказывать, как это делается. Процесс записи готовых wav-файлов на CD-R ничем не отличается от записи таких же файлов, скопированных с чужих дисков, и подробно описывается в руководствах ко всем программам. Естественно, переписываются не сами файлы, а содержащаяся в них цифровая информация — программа удаляет свойственный wav-файлу заголовок, преобразует его в формат raw и уже после этого «кладет» на диск.

Как уже говорил, проблемы с записью музыки могут возникнуть, если требуется отсутствие пауз между треками. Избежать неприятностей можно с помощью CD-R- программ, которые позволяют редактировать PQ-канал, как, например, WinOnCD 3.5 фирмы CeQuadrat. Сначала в wav-редакторе создается единый файл, затем он загружается в редактор дорожек записывающей программы. И уже там в нужных местах расставляются индексы начала треков. Потом записывается диск (непременно в режиме DAO). В итоге все дорожки правильно показываются на дисплее CD-проигрывателя, а музыка воспроизводится без пауз и щелчков.

Кладбище испорченных надежд

Поначалу я собирался написать раздел о том, как можно использовать испорченные болванки — запускать их с балкона, как неопознанные летающие объекты, ставить на них чашки с кофе и т.д. Однако решил все-таки рассказать о том, как свести потери к минимуму.

Не верьте людям, которые уверяют, что записали несколько сот дисков, не испортив ни одного, — им просто хочется нравиться девушкам. В процессе работы над этой статьей было, к примеру, загублено восемь болванок. Три — по вине разных программ, две — по милости операционной системы и три — по собственной глупости. С последним бороться трудно, а вот победить операционную систему все же можно.

Чаще всего диски запарываются по вине так называемых buffer underruns — эти ошибки возникают, если прерывается поток данных к пишущему дисководу, поскольку по определению он должен быть абсолютно непрерывным. Любой процесс в системе, прерывающий поток данных, может стать причиной гибели болванки. Например у меня такой причиной был внешний Zip-дисковод, который переходил в режим спячки, то есть пониженного энергопотребления и в этот момент «натягивал» на себя, как одеяло, все ресурсы системы.

Дорогие дисководы, имеющие большой внутренний буфер, к таким ошибкам склонны реже, поэтому и процент уничтожаемых ими почем зря болванок бывает меньше. Бывалые «писатели» дают следующие советы:

Для хранения данных, которые предполагается записывать, лучше выделить отдельный диск или директорию соответствующего размера (порядка 800 Мб). Ни в коем случае не держать на этом диске временные файлы (в переменной ТЕМР= должен быть указан другой диск). Не держать на нем файл виртуальной памяти Windows. В Windows 95 сделать его не временным, а постоянным. Перед каждой записью дефрагментировать жесткий диск (с помощью программ defrag или Norton Speed Disk).

Не баловаться с многозадачностью и не пытаться в процессе записи запускать другие программы — некоторым это удается, но лучше не рисковать.

Отключать перед записью антивирусные мониторы и сканеры, скринсэйверы и другие работающие в фоновом режиме программы.

Почаще молиться Богу, соблюдать Пост и вообще вести жизнь праведника. Как вы думаете, что это за сверкающие нимбы у святых на картинах и иконах? Это болванки CD-R!

Хочу все знать

Как и все остальные забавы настоящих мужчин, тематика записи на CD-R богато представлена в Интернете. Чтобы облегчить поиски информации, назову пару адресов, откуда можно выйти практически на все соответствующие ресурсы:
http://www.cd-info.com
http://www.fadden.com/cdrfaq/

Журнал «Салон AV» N8 1998 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика