component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Домашний театр. Шесть слагаемых успеха.

Вячеслав Саввов

Отвлекитесь от возведения дачи, господа. Мы предлагаем вам не менее полезное и увлекательное дело — продолжить строительство домашнего кинотеатра, начатое в прошлом месяце. Для этого мы организовали мастер-класс и рассказываем обо всем, что необходимо знать аудиовидеостроителю. Утесову строить и жить помогала песня, а мы основываем наши занятия на признанном во всем мире курсе обучения дилеров, проводимом фирмой Lucasfilm, и советах Стива Шинфилда, одного из главных специалистов этой компании.

Киногеничный звук

На первом уроке (см. «Салон AV» № 5-6/99) мы открыли вам секреты создания звуковой дорожки к фильму и ее полноценного воспроизведения в домашних условиях. А сегодня поразмыслим над тем, какие элементы играют в домашнем кинотеатре наиболее важную роль и как подобрать их так, чтобы превратить гостиную в настоящий кинозал.

Вы уже знаете, что саундтрек состоит из множества различных по характеру фрагментов. Он смикширован с расчетом на воспроизведение через исполинские громкоговорители в громадном помещении. А среднестатистическую российскую гостиную громадной никак не назовешь, — значит, и колонки в ней будут отнюдь не гаргантюанских размеров.

Как заставить домашний кинотеатр зазвучать наилучшим образом? И что подразумевать под словом «наилучший»? Стив Шинфилд предлагает шесть критериев оценки качества звучания AV-системы:
1. По разборчивости диалогов.
2. По фронтальной локализации.
3. По тому, насколько обволакивает зрителей звучание системы.
4. По равномерности АЧХ
5. По широте динамического диапазона.
6. По равномерности движения эффектов.

Если хотя бы по одному из этих показателей система окажется не на высоте, она не сможет передать во всей полноте замысел, вложенный режиссером в звуковую дорожку фильма. Значит, есть смысл рассмотреть «великолепную шестерку» подробнее.

Неразборчивая речь

Зрители должны отчетливо слышать каждое слово, каждый вздох героев. А это бывает далеко не всегда. Если актер говорит так, словно у него на голове паранджа, стало быть, в домашнем кинотеатре что-то неладно. Разумеется, сие не относится к случаю, когда вы смотрите пиратскую кассету, наспех озвученную в подпольных условиях — ведь у переводчика может быть хронический насморк. Недаром один из самых известных «синхронистов» получил язвительное прозвище «Гнусавый». (Впрочем, по мнению моей супруги, в таких переводах есть своя прелесть. «Кажется, что фильм переведен специально для тебя», — говорит она. Довод неотразимый, как любой женский каприз, но нас, по счастью, занимают не прихоти зрителя, а объективные критерии качества.)

Фронтальная локализация

Этот термин означает правильное расположение звуков, то есть «привязка» звука к его источнику. С этим в AV-системах трудности возникают нередко.

Звуки, окружающие зрителя

Многие считают, что окружающий (ambient) звук — это эффекты, воспроизводимые тыловыми каналами. В действительности дело обстоит несколько сложнее. Тыл часто используется и для придания эпизоду той или иной атмосферы. Прекрасно помню, как я смотрел «Стирателя» с американского DVD. Знаете, что восхитило меня больше всего? Нет, не перестрелка в самолете. Я был потрясен тем, как в одной из сцен был передан теплый летний вечер — за спиной у меня где-то далеко-далеко пела ночная птица, спереди слышался приглушенный лай собаки, вокруг шелестел осторожный ветерок. Из комнаты в подмосковной Лобне меня вместе с креслом перенесли на улицу американского предместья. Иными словами, какова бы ни была акустика вашей гостиной, правильно настроенный тыловой канал должен достоверно воссоздавать ту звуковую картину, которую хотел написать режиссер.

Равномерная частотная характеристика

В данном случае требования к AV-системе такие же, как и к комплексу Hi-Fi. Необходимо, чтобы домашний кинотеатр воспроизводил высокие частоты и бас с одинаковой легкостью, не выпячивая середину и не приглушая верхи.

Широкий динамический диапазон

Суть критерия ясна из названия. Система должна достоверно передавать как тихие (шепот), так и громкие (выстрелы) звуки.

Плавное перемещение звуковых эффектов

Под этим подразумевается, что тот или иной звук (скажем, шум автомобиля) при перемещении его источника (в данном примере — автомашины) как бы перетекает из канала в канал, а не исчезает из одного канала и возникает в другом. Это касается перемещения не только по фронту, но и из фронта в тыл.

Есть и другие факторы, влияющие на звук в домашнем кинотеатре. В первую голову, качество исходного материала. Если саундтрек к фильму записан на линейную (монофоническую) дорожку видеокассеты, ничего путного вы не услышите, сколь бы хорошо ни была настроена ваша AV-система. Залогом минимального качества должна стать видеокассета с Hi-Fi-звуком. А если вы относитесь к домашнему кинотеатру действительно всерьез, обзаведитесь DVD- плейером.

Разговоры, разговоры...

Чтобы речь актеров звучала естественно, необходимо выполнение сразу нескольких условий. Громкоговоритель центрального канала должен быть широкополосным и по тембральной окраске не сильно отличаться от основных стереоколонок. Он обязан неплохо справляться с басом (и быть магнитно- экранированным, поскольку находится вблизи телевизора).

Диалоговый канал усилителя по мощности должен быть равен основным стереоканалам. Держитесь подальше от аппаратов, которые на правый и левый канал выдают, к примеру, по 60 Вт, а на центральный — только 30. Ведь последний передает не только речь, но и музыку, а также эффекты, сопровождающие все, что происходит прямо перед вами. Если его мощность недостаточна, плавного перехода эффектов из канала в канал не получится.

Наступление по всему фронту

Фронтальную локализацию наиболее точно характеризует слово «капризный». Попробуем объяснить, почему. В принципе, пара качественных напольных Hi-Fi- громкоговорителей впишется в домашний кинотеатр как нельзя лучше, — но только при правильном размещении. Необходимо расположить их на равных расстояниях от телевизора и как можно дальше от задней и боковых стен. Если роль телевизора в вашей системе играет «народный Фунай» с 20-дюймовым экраном, немного поверните колонки друг к дружке. Таким образом, вы уменьшите зону стереоэффекта и приведете ее в соответствие с картинкой. (А лучше купите большой телевизор, скажем, 29-дюймовый. Впечатление от просмотра станет совершенно иным.)

Между тем, фирма Lucasfilm предъявляет к фронтальным колонкам особые требования. Ее специалисты считают, что они должны как можно меньше рассеивать звук в вертикальной плоскости, дабы уменьшить его отражения от потолка и пола. Все ТНХ-сертифицированные фронтальные громкоговорители разрабатываются с учетом этого критерия. В частности, динамики в центральной ТНХ-колонке располагаются только по вертикали, что, как это ни парадоксально, уменьшает вертикальную дисперсию. AV-системы с такой акустикой великолепно передают звуковую дорожку фильма — каждый эффект оказывается точно локализованным. Хуже они справляются с классической музыкой — звуковая сцена расширяется, но укорачивается — теряется ее глубина. Разумеется, мы сравниваем ТНХ-сертифицированные комплексы с аудиокомпонентами класса High End. Любой «хай-фай» среднего уровня ТНХ-система «переиграет» запросто. Иначе и быть не должно, поскольку стоит она порядка $15000.

Заходим с тыла

Еще один камень преткновения — получение окружающего (в полном смысле этого слова) звучания. В большом кинозале позади зрителей располагают целую батарею громкоговорителей. Монтируются колонки и в боковые стены. Благодаря таким ухищрениям эффект окружающего звучания ощущается на любом месте, а не только в центре зала.

В домашнем кинотеатре ситуация иная. Роль тыловых играют всего две небольшие АС в дальнем от телевизора конце комнаты. А они зачастую не могут равномерно распределить звук по тылу, и при демонстрации фильма с громкими эффектами он становится слишком навязчивым.

Усложняет задачу тыловых АС и то, что окружающие звуки имеют двоякую природу. Так, боевики типа «Золотой глаз» или «Миссия невыполнима» изобилуют взрывами и выстрелами, звуки которых, зародившись перед зрителем, эхом отражаются у него за спиной. Напротив, триллеры, режиссеры которых стремятся застать зрителя врасплох («Парк Юрского периода» или «Конго») насыщены звуками, передающими атмосферу, в данном примере — атмосферу джунглей.

Воссоздать и взрывные, и «атмосферные» эффекты в гостиной очень непросто. Успех этого предприятия зависит не только от качества Dolby-декодера, отвечающего за четкость разделения звуков на фронтальные и тыловые. Огромное влияние на качество и глубину саунда оказывает мощность усилителей тыловых каналов, тип громкоговорителей и их расположение.

Если тыловые колонки маленькие, их лучше размещать вплотную к голой стене. Она послужит отражателем, усиливая бас и придавая звучанию дополнительную теплоту.

В ТНХ-системах тыловые AC — дипольные (динамики расположены как на передней, так и на задней стенке колонки). У них есть важное преимущество перед обычными. Последние излучают только вперед, а дипольные — еще и назад. При этом между динамиками диполя возникает так называемый «ноль» — зона, в которой уровень звука сильно уменьшается. Если расположить такие колонки близ стен, а самому сесть в нулевой зоне, вы услышите первоклассные эффекты, отраженные от стен и потолка.

Впрочем, с распространением стандарта Dolby Digital дипольные громкоговорители, как нам кажется, потеряют актуальность. При наличии стереофонического тылового сигнала принудительно «размазывать» звук по тылу уже не будет нужно.

Где форте, там и пиано

Судить о частотном и динамическом диапазоне AV-системы нужно с позиции здравого смысла. Так, большой громкоговоритель будет работать лучше маленького (при одинаковом качестве динамиков, разумеется) просто потому, что он способен переместить больший объем воздуха. Законы физики не отменишь! «Значит, эта закономерность справедлива не только для стереосистем, но и для домашнего кинотеатра?» — спросите вы. «Да, — ответим мы, — справедлива, но с некоторыми оговорками». В частности, существуют акустические системы, состоящие из сателлитных колонок и сабвуфера: сателлиты воспроизводят СЧ- и ВЧ-диапазоны, а сабвуфер — басы. Но такие системы очень капризны, — правильно установить и согласовать работу громкоговорителей очень непросто, поскольку трудно добиться плавной передачи звуковой эстафеты от сателлитов к сабвуферу.

К слову сказать, громкоговорители — самая таинственная аппаратура. Вроде бы сконструировать их очень просто: запихнул пару-тройку динамиков в деревянный ящик и подключил их к усилителю. АН, нет, ящик так и останется ящиком. Поэтому и выбирать громкоговорители надо на слух, подключив их к тому усилителю, с которым они будут работать впоследствии. Недаром фирма Monitor Audio в инструкции к своим колонкам серии Gold не дает никаких спецификаций — точь-в-точь как фирма Rolls-Royce. Она помечает в характеристиках своих автомобилей: «мощность достаточная». И не указывает никаких лошадиных сил!

Но если вы все-таки хотите сравнить акустические системы по цифровым показателям, убедитесь, что измерения проводились без обмана. Если в спецификации к крошечной колонке написано, что диапазон ее рабочих частот простирается от 20 Гц до 20 кГц, не верьте! Рядом должно быть указано, с какой точностью (в дБ) выдерживается такая характеристика. Если около параметра «20 — 20000 Гц» стоит, например, «±ЗдБ», значит, отклонение от указанных значений не превышает трех децибел, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Если никакого уточнения нет, ручаемся: на краях частотного диапазона колонка звучит намного тише, чем в его середине. Иными словами, она не воспроизводит ни баса, ни верхов.

Однако это не означает, что маленькие громкоговорители для домашнего кинотеатра не годятся. Нет, они просто будут звучать хуже больших. Если в вашей AV-системе как раз такие колонки, придвиньте их вплотную к стене, и бас усилится, поскольку стена станет дополнительным резонатором.

Но каким бы качественным ни был громкоговоритель, он не заиграет в полную силу, если на него не подать высококачественный сигнал. А помехой на пути последнего может стать плохой акустический кабель. Поэтому не скупитесь на кабели — как колоночные, так и межблочные. Их стоимость должна составлять не менее 10 — 15 % стоимости всей системы.

Плавно закругляемся...

Наиболее действенный — если не единственный — способ уладить тембральные «разногласия» между громкоговорителями — выбирать колонки от одного производителя с одинаковыми динамиками. Однако в лихорадочном стремлении превратить стереосистему в домашний кинотеатр мы покупаем первые попавшиеся центральную и тыловые АС. А потом горько в этом раскаиваемся.

P.S. Что это мы все об акустике да об акустике? Электроника в AV-системе имеет ничуть не меньшее значение. Мы уже говорили, что на колонки необходимо подавать качественный сигнал. А где его взять, как не с качественного усилителя? Но о нем мы побеседуем на третьем уроке.

Журнал «Салон AV» N8 1999 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика