component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

DVD-революция в отдельно взятом отеле

Дмитрий Лилеев

Первая международная выставка «DVD-Шoy'99» проходила в московской гостинице «Аэростар» с 1 по 3 октября нынешнего года. Она была организована промоушн-компанией «DVD-Альянс», одним из подразделений DVD Software Consortium. Последний занимается продвижением DVD-технологий в России.

Изучая стенды «DVD-шoy'99», невольно задумываешься не столько о технических, сколько о социологических аспектах нового вида развлечений под названием «домашний кинотеатр». И формата, его породившего, то есть — Digital Versatile Disc. Попробую объяснить подробнее. Как известно, исторической родиной домашнего кинотеатра является Америка, и сегодня в Соединенных Штатах уже выпущено порядка 3500 наименований DVD-дисков — фильмов, музыкальных программ, документального кино и так далее. Это на порядок больше, чем во всей Европе и Японии. Широкое распространение DVD и домашнего кинотеатра в США легко объяснимо, ведь это одна из самых богатых и спокойных стран, и правительство делает все, чтобы это богатство и спокойствие сохранялось. Острые ощущения зритель может получить, только смотря телевизионные новости, реальная жизнь всплесками эмоций и стрессами крайне бедна. Отсюда и возникает естественное желание восполнить недостающее. Никогда еще американское кино не было столь изобретательно в отображении насилия и разного рода критических ситуаций — от полного разрушения Нью- Йорка вместе с половиной Америки до тотального уничтожения человеческой расы. Что же касается меня, то я с трудом представляю себе, как после трудного рабочего дня прихожу домой и с удовольствием врубаю «Blade» или «Matrix». А именно на такие фильмы в основном рассчитан домашний кинотеатр, что и делает его привлекательным. Серьезное кино на DVD представлено пока еще не слишком широко, и, думаю, даже людям без больших высокохудожественных запросов придется подождать еще несколько лет, прежде чем им будет предложен хотя бы минимум мировой киноклассики на этих носителях.

Попытка продолжить сопоставление «их» и «нашей» действительности приводит к еще более интересным выводам. Средняя американская семья имеет свой дом, обычно двухэтажный и с множеством комнат, и выделить одну из них под домашний кинотеатр не составляет никакого труда. Равно как и расставаться каждый раз с 20 — 30 долларами за новый фильм.

В России же опять сплошные проблемы. Жизнь и так преподносит массу неприятных сюрпризов и заставляет попадать в кризисные ситуации, которые отчасти мы сами же себе и создаем. Квартирный вопрос по-прежнему портит немало людей. А стоимость DVD смущает даже тех, кто привык считать себя человеком небедным.

Наконец, возникает еще один философский вопрос — сколько раз нормальный человек в здравом уме и твердой памяти может посмотреть «Терминатора» или «Пятый Элемент»? У меня ответа нет, тем более что, по оценкам медиков, сегодня у каждого четвертого наблюдаются те или иные психические отклонения. Но, наверное, меньше, чем в свое время (или даже сейчас) прокручивались от начала до конца «Dark Side Of The Moon» или «Machine Head», и перспективы DVD в России, таким образом, обволакиваются еще более густым туманом.

В США, как уже было сказано, проблем меньше. Кстати, перевод им тоже не нужен. Средний американец вполне способен осилить сумму в 25 долларов за новый диск, но и он предпочел бы заплатить 3—5 долларов в прокате. Полное отсутствие проката дисков этого формата — один из главных сдерживающих факторов в приобретении DVD-плейеров. Крайне неудачная попытка решить эту проблему, введя систему, называвшуюся Divx, канула в лету. Для сведения поясню, что Divx предусматривала покупку диска примерно за 4 доллара, в течение суток с момента первой загрузки в проигрыватель фильм можно смотреть бесплатно, а далее — за абонентскую плату. Для вычисления и учета этой платы плейер подключался к телефонной линии и работал подобно компьютерному модему. В июле этого года Divx официально объявила о прекращении своей деятельности, так как даже привыкшие к платному ТВ американцы не восприняли эту схему подключения и минимизацию расходов. К моменту краха Divx число проданных DVD-плейеров с этой системой составляло около 200 тыс., в то время как обычных DVD-аппаратов в США реализовано более чем 2 млн.

Divx больше нет, но проблема проката осталась. Производители DVD понимают: стоит им разрешить прокат, и продажи дисков начнут падать в геометрической прогрессии (а популярность DVD-плейеров начнет расти). Между тем, затраты на внедрение формата еще не окупились, и разрешать прокат никак нельзя. На рынке уже появились пиратские диски, но и они продаются отнюдь не по полтора-два доллара, как это происходит с пиратскими компакт-дисками на Горбушке — похоже, что индустрия всерьез решила приучать покупателя платить 25 долларов за каждый диск. Насколько успешно это у нее получится — пока сказать сложно.

Подводя итог, следует признать, что в России типичные для каждого аборигена финансовые, жилищные и социальные трудности не слишком способствуют популярности DVD и домашнего кинотеатра. Причем, как уже было сказано, это относится и к потенциальным потребителям нового формата — то есть тем, кто может, но просто не хочет позволять себе подобную роскошь. А тех, кто еще и не может, в России просто подавляющее (в прямом и переносном смысле) большинство.

Высказанные мысли не новы, но здесь они сформулированы не затем, чтобы лишний раз напомнить о нашей действительности. Все это излагалось для того, чтобы было проще понять, как может развиваться рынок и что из продемонстрированного на выставке (и даже оставшегося за кадром) способно найти реального покупателя, а что будет идти к нему довольно долго и с известными трудностями.

Приходит новый русский в магазин...

Нашу с вами заочную прогулку по «DVD-шоу» начнем с экспозиций высшего уровня сложности, то есть систем на основе видеопроекторов и ценой более 15 и менее 50 тысяч долларов США. Именно такие комплексы, по опыту работы многих салонов, пользуются небольшим, но постоянным спросом — в отличие от всего остального. Именно в них как в зеркале отражается то, как будет развиваться индустрия. Наконец, я все больше прихожу к выводу, что только в этом ценовом диапазоне можно всерьез говорить о домашнем кинотеатре с ударением на последнем слове. Свое видение таких систем продемонстрировали на выставке компании «Инфорком», MS-Max, «Нота Плюс», «Пурпурный Легион», СТС Capital и «Чернов Аудио».

Экспозиция MS-Max and High End Center поражала своим размахом, — склонность к масштабности была свойственна фирме и на Hi-Fi & High End Show. Огромный зал, по своим размерам не уступающий обычному кинотеатру, столь же огромное изображение, словно на экране все того же кинотеатра, наконец, акустика Tannoy «престижной» серии, сотрясавшая не только данное немаленькое помещение, но и все вокруг. Для полноты картины не хватало билетерши, охранников и продавцов попкорна. Поначалу было непонятно, у кого из потенциальных клиентов, даже очень богатых, найдется зала таких размеров. Однако, как выяснилось из разговора с дилерами, вопросы вроде «Вот тут у нас есть помещение в пару сотен квадратных метров, чего бы нам там сделать» поступают чаще, чем мне представлялось ранее. Домашний кинотеатр сегодня ставят в офисы, в клубы «для своих»...

MS-Max попеременно переключал проекторы Barco на электронно-лучевых трубках CRT и микрозеркалах DLP. Примерно ту же схему экспозиции использовали и в «Чернов Аудио» — электронно-лучевые трубки (805 Ultra) и жидкокристаллическая матрица (DL 500) от французской фирмы Dream Vision попеременно демонстрировали свои достоинства и недостатки, правда, в помещении, несколько менее ошарашивающем своими размерами. Французская же акустика JM Lab дополняла картину. В качестве источника сигнала использовался DVD-плейер Denon 5000. Звук у «Чернов Аудио» был более утонченным и изысканным, но нужно ли это — сказать сложно, особенно в контексте домашнего кинотеатра.

Знакомство со стендом «Ноты Плюс» началось с комбинации из видеопроектора Barco (BarcoVision 701s НО) на электронно-лучевых трубках и «высших» моделей акустики ProAc с сабвуфером REL. Всегда подозревал, что с ProAc 2.5 или 3.5, не говоря уже о REL, можно получить очень неплохие результаты. И действительно, звук у «Ноты Плюс» следует признать одним из наиболее приемлемых среди всех экспозиций. Понимая всю сомнительность подобного комплимента, все же скажу, что, во всяком случае, он не вызывал желания покинуть помещение немедленно, в отличие от целого ряда других комнат.

Задержал на себе внимание на стенде «Ноты Плюс» также чрезвычайно любопытный экспонат — цифровой усилитель TACT Millenium ($10000). Этот «зверь» впервые показывается в России, жаль, что в режиме Bypass (подробнее о нем см. рубрику «Системный подход»). Из разговора с консультантами удалось выяснить, что аппарат интересный, особенно с точки зрения динамики, однако среди усилителей ценою в десять тысяч весьма условных для большинства из нас единиц существуют и другие возможные кандидаты.

Отвлекаясь от происходящего на выставке, упомяну, что практически все демонстрировавшиеся проекторы были оборудованы либо встроенным удвоителем линий, либо — что лучше, но дороже — внешним удвоителем или видеопроцессором. Получить изображение высочайшего качества на большом экране (скажем, от 3 — 4 метров по диагонали), к сожалению, невозможно без специальной обработки видеосигнала. Зато, если такая обработка предусмотрена, на большом экране можно смотреть телепрограммы обычные, спутниковые и даже записи VHS. Качество, конечно, будет похуже, чем у DVD, но тем не менее на удивление хорошее. На «DVD-шоу'99» все пытались показать самое лучшее, поэтому с эфирным сигналом никто не экспериментировал. Но в реальности сегодня практически любой видеопроектор позволяет смотреть не только DVD, LazerVideo или VHS, но и обычное телевидение. Также есть возможность подключить к видеопроектору компьютер, что будет незаменимым при проведении презентаций и семинаров. Кроме того, можно играть в компьютерные игрушки или просто использовать проекционное изображение в качестве монитора. Со всеми этими «талантами» подобной аппаратуры удалось познакомиться в «Пурпурном Легионе», и должен сказать, что просмотр программы «Время» на большом экране и в режиме звука «псевдосурраунд» очень увлекателен и производит странное впечатление коктейля из «Санта-Барбары» и добротного боевика.

Еще в одной комнате «Пурпурного Легиона» можно было находиться очень долго — и качество, и количество звука были на высоте (то есть хорошо отстроено, бесшовно и не слишком громко). Здесь представлялся CRT-проектор Runco, в качестве прочего были задействованы электроника В&К, акустика Vandersteen и сабву-феры Bag End (все из США). А вот об изображении лестных слов было немного, — не менее комфортное, чем звук, но на мой вкус, недостаточно четкое. Позже я узнал, что такова изначальная задумка, — проектор имеет несколько степеней четкости картинки, и для демонстрации выбрали минимальную. Именно такой режим изображения наиболее привычен для глаза, не зря все женщины (и часть мужчин) ужасно любят задирать в телевизорах параметр Brightness. Как бы там ни было, в эту комнату я так и не смог толком попасть, — там все стулья постоянно были заняты, причем по всему было видно, что народ сидит давно и твердо решил «досмотреть кино согласно купленным билетам». На «DVD-шоу», естественно.

Здесь следовало бы поворчать о том, что настройка системы — тот самый коварный вопрос, в котором «плавает» (и продолжает «плавать») целый ряд продавцов видеооборудования. Я сам видел и знаю людей, купивших домашний кинотеатр, а затем вынужденных идти в другой салон и платить несколько сотен (долларов, конечно) только за то, чтобы к нему приехали специалисты и сделали, наконец, нормальный звук и изображение. Потому что там, где они все это приобретали, таких специалистов не нашлось, а если и нашлись, — лучше бы их не было вовсе.

Ворчание закончилось, возвращаемся на выставку, а именно — к фирме «Инфорком» — известному поставщику видеопроекторов Davis (Норвегия) на микрозеркалах, а также акустики Polk Audio и электроники Rotel. Если мне не изменяет память, именно Davis стали первыми видеопроекторами, представившими в Москве новейшую технологию DLP (Digital Light Processing — то есть микрозеркальные матрицы), разработанную Texas Instruments (о принципе DLP мы уже рассказывали в «СМ» №3/99 — прим. ред.). Звук был основан на акустике Polk Audio, которая в условиях домашнего кинотеатра вела себя, на мой взгляд, безукоризненно (а может быть, ее просто грамотно выставили и отстроили). Что же касается изображения, то здесь самое время поговорить об этой относительно новой технологии микрозеркал. Как известно (а может, кому-то еще нет) существует всего три типа проекторов. Это аппараты на электронно-лучевых трубках (CRT), жидкокристаллических матрицах (LCD) и микрозеркальной матрице (DLP). CRT-проекторы дают наивысшее качество картинки, однако они очень большие, требуют обязательного затемнения помещения и, кстати, довольно дороги. LCD-техника — самая дешевая, не столь критична к затемнению, но и не обладает столь высоким качеством видеоизображения — во всяком случае, на большом экране. DLP-проекторы, по своим размерам весьма компактные, обеспечивают достаточно высокое качество картинки, а главное — позволяют смотреть кино даже при дневном свете. То есть они самые яркие из всех трех типов. Западная видеопресса всерьез говорит о том, что DLP скоро вытеснит LCD с рынка.

Честно говоря, как приверженец абсолютного качества, я не был энтузиастом DLP- технологии. Но, познакомившись с ней достаточно тесно на выставке, готов признать, что на сегодня DLP-проекторы в целом (и Davis в частности) — это единственные аппараты, которые дают изображение такого качества на большом экране в условиях нормальной освещенности. По цене примерно от 6 — 8 тысяч долларов. Ну а в небольших помещениях (с небольшим экраном) именно такая техника будет оптимальным выбором. В конечном счете, все решает удобство. DLP-проекторы могут быть с успехом установлены, к примеру, в гостиной и одновременно выполнять роль телевизора — их яркость к тому явно располагает. Качество изображения в любом случае будет выше, чем у плазменных панелей, — в чем причина популярности последних, мне до сих пор непонятно.

Заканчивая разговор о дорогих и качественных системах, упомянем экспозицию фирмы СТС Capital. Дистрибьютор видеопроекторов Sanyo представил именно их на суд зрителей. Также были предложены несколько новых образцов DVD- плейеров Toshiba, в том числе один из самых элегантных по виду среди выпускающихся сегодня портативный SD-P420 с верхней загрузкой диска. Впрочем, о DVD-проигрывателях более подробно речь пойдет далее. Что же касается проекторов Sanyo, то это исключительно LCD-модели. Наименее дорогая Sanyo PLC-400P (между прочим, 3-матричная) стоит $1722. Ни один CRT-или DLP- проектор на текущий момент даже близко к этой отметке не приближается и вряд ли приблизится в ближайший год. Неудивительно, что после выставки практически все «живые» модели у СТС были раскуплены. Справедливости ради следует сказать, что LCD-проекторы Sharp обладают не менее приемлемой ценой, хотя на «DVD-шоу» их не привезли. У СТС же аппарат откровенно не был настроен, впрочем, в этом фирма была далеко не одинока, — я даже затрудняюсь сказать, какой из проекторов, представленных на выставке, подготовили к показу по высшему разряду.

Процедура же настройки заключается в следующем. Сначала аппарат устанавливают и настраивают в соответствии с инструкцией. Затем осуществляют точную настройку цвето-и светопередачи с помощью диска DVD Video Essentials. Наконец, в заключение проектор слегка подстраивают «на глаз» под конкретные условия или же конкретную программу. Что случилось на выставке — или Video Essentials под рукой не оказалось, или глаз подвел, — не знаю.

Не так сердито, но не менее дорого...

С более привычными глазу и уху экспонатами выступило достаточно много участников. В качестве видеокомпонента здесь, безусловно, доминировала плазменная панель Fujitsu, которая стала своего рода стандартом подобной аппаратуры.

Уже давно зарекомендовавший себя дистрибьютор английской и американской техники Tria Technologies впервые продемонстрировал полностью цифровой домашний кинотеатр на базе компонентов и АС английской фирмы Meridian. Система включала DVD-плейер, процессор-разветвитвль сигналов и цифровую акустику. То есть до самых динамиков сигнал путешествовал в цифре, и даже сами динамики контролировались цифровым же образом, защищаясь от перегрузок и интермодуляций. По количеству децибел вообще и баса в частности Meridian был великолепен, но не для той маленькой комнаты, в которой он был представлен. Изображение традиционно показывала «плазма» от Fujitsu.

Но не «плазмой» единой... — должно же что-то на ней картинку воспроизводить, поэтому перед посетителями экспозиции Tria предстал новый DVD-проигрыватель Nakamichi DVD-10. Кроме того, в линейке Nakamichi сегодня имеются аудио/видеоресивер AV-10 (DTS, DolbyAC-3 Digital, Dolby Pro Logic, 100 Вт на канал) и его младший брат AV-8 (без DTS). DVD-плейер Nakamichi, не отличаясь ничем с точки зрения характеристик, от своих менее дорогих коллег, все же, на мой взгляд, демонстрировал более высокое качество изображения и более приемлемый звук (при проигрывании обычных компакт-дисков). Да, кстати! Nakamichi по- прежнему выпускает две модели своих знаменитых кассетных дек — трехголовочную DR-10 и двухголовочную DR-8. Причем DR-10 имеет специальную дискретную систему... Впрочем, это меня не в ту степь понесло. Вернемся же к нашим аппаратам.

По техническим характеристикам практически все DVD-плейеры сегодня одинаковы. И в этом они повторяют CD-проигрыватели. То есть фактически все новые модели обрабатывают видеоинформацию с разрешением в 10 бит/27 МГц (у ранних было 8 бит/13,5 МГц) и почти все имеют реальное разрешение по аудиочасти в 24 бита/96 кГц, которое, однако, далеко от реальности. Дело в том, что даже самые продвинутые ЦАПы могут реально выдать на выходе не более 20 бит. Так, например, популярный вот уже на протяжении нескольких лет цифро- аналоговый преобразователь BurrBrown PCM1702 — один из лучших на сегодняшний день — именуется «20-битовым», но его реальное разрешение находится где-то между 18 и 18,5 бита. Новейший преобразователь BurrBrown PCM1704, объявленный как «24-битовый», имеет менее 19 бит реального разрешения. Все дело в ряде технических ограничений, в частности сигнал/шум, которые просто не дают «честному» 24-битовому цифро-аналоговому прибору работать на заявленном уровне. И преодолеть эти ограничения сегодняшний уровень технологий не в состоянии. Это не значит, что Burr Brown плохой ЦАП или что 24 бита есть полный миф, — на самом деле считает плейер именно с таким разрешением, но вот при переводе в аналоговую форму 24 бита остаются по ту сторону барьера, хотя и помогают сигналу стать более чистым.

Продолжая разговор о DVD-проигрывателях, отмечу, что почти все они сегодня имеют коаксиальный цифровой выход (аудио) и поддерживают все существующие аудиоформаты данных. У наиболее прогрессивных моделей есть компонентный видеовыход, и наличие его более чем желательно, если плейер предполагается подключать к хорошему видеопроектору. Ну а по качеству изображения можно сказать следующее: при использовании с телевизором все DVD-проигрыватели показывают одинаково хорошо, а с видеопроектором и большим экраном все равно нужен удвоитель линий — встроенный или внешний.

А что же приготовил жадным до всего свеженького журналистам и посетителям другой старейшина, А&Т Trade? Известный дистрибьютор английской и американской аудио- и видеотехники предложил достаточно любопытный комплект домашнего кинотеатра, состоящий, естественно, из «плазмы» Fujitsu, акустики Castle с сабвуфером Sound Dynamics и электроники Onkyo. Интересны в первую очередь аудио/видеоресиверы Onkyo TX-DS575 (Dolby Digital, DTS, 100 Вт на канал, ЦАП 24 бита/96 кГц, $676) и более мощная модель TX-DS676 (то же, 115 Вт, $1020). Сложно сказать, какое качество усиления можно ожидать от этих ресиверов, но даже если и не самое-самое, цена заставляет серьезно задуматься — конкурентов не так уж и много. Наиболее оригинальной моделью следует считать DVD-плейер, совмещенный с ресивером (все видео- и аудиоформаты, 50 Вт на канал) DR-90 по цене $1217. При этом все прелести сегодяшнего стандарта DVD (10 бит видео, 24/96 аудио и прочее) перед вами.

Чем впечатлил «Алеф Лтд.», так это комплектом домашнего кинотеатра, за изображение в котором отвечала опять же плазменная панель Fujitsu, но зато звук был выстроен на компонентах Mark Levinson, Proceed и акустике Dynaudio. Породистость звука была слышна за версту, и «Левинсоны» сыграли в этом решающую роль. Кроме того, «Алеф» демонстрировал новые мультизонные DVD- плейеры французской фирмы Micromega — Premium DVD2 и Minium DVD, a также процессор Minium AVP. Вообще-то термин «мультизонный» перестал означать что-то вразумительное — сегодня о «зонах» уже никто не вспоминает, и практически все DVD-проигрыватели поддерживают и PAL, и NTSC. А это уже означает все зоны. Возможно, Micromega предусмотрела более высокое качество воспроизведения музыкальных программ, но разобраться с этим на выставке было сложно.

Побаловала гостей и «Земфира» — домашним кинотеатром на основе электроники Theta и акустики Piega. Визуальный ряд обеспечивала плазменная панель, догадайтесь с трех раз какая. Самым примечательным экспонатом стал усилитель Theta, разработанный фирмой специально для домашнего кинотеатра. Тем приятнее было то, что довелось присутствовать на первой в мире презентации первого усилителя Theta (до того компания занималась исключительно цифровой техникой). Акустика Piega также достаточно уникальна. Помимо красивого дизайна у нее есть еще одна особенность — ленточный излучатель в высокочастотном звене. Я давно заметил, что в домашнем кинотеатре акустика на основе ленточных излучателей ведет себя исключительно хорошо. Если, конечно, исходить из естественности звука, а не из того, насколько силен грохот. Звуковое сопровождение фильма, да и звук как таковой, в исполнении Piega/Theta оставило одно из самых приятных впечатлений. Возможно, свою роль сыграл качественный усилитель Theta, а возможно также, помогли специальные акустические рассекатели. Результат, однако, налицо.

«Русская Игра» — идущая, как всегда, по-крупному, заняла достаточно большую выставочную площадь, предлагая оценить целый ряд разнообразнейших систем домашнего кинотеатра и, скажем так, DVD-воспроизведения. Посетители проявляли наибольший интерес к стильным компонентам Revox, в числе которых была и плазменная панель. По качеству изображения эту «плазму» следует признать наилучшей (и, кстати, стоящей почти в два раза меньше, чем Fujitsu — $9000 против $16000). К тому же эстетически она смотрится более выигрышно по сравнению со всеми остальными моделями, а для такой аппаратуры это важно — качества в любом случае лучше добиваться от проектора, а плазменная панель — своего рода «игрушка для богатых», не только телевизор, но и элемент интерьера, и свидетельство достатка... Но вот парадокс — «плазма» от Revox в режиме непрерывного повтора показывала демонстрационный ролик, причем компании Toshiba. Девушки в этом клипе были действительно симпатичные, но не очень понятно — покупателю Revox предлагается смотреть только на «рекламное лицо» Toshiba? Реального кино на Revox я так и не увидел. Среди прочих «красивостей» взгляд останавливался на дизайнерской акустике Resonans и ставших уже привычными телевизорах Loewe. Кроме того, в «Русской Игре» была представлена самая разная техника от Thomson, JVC, Sony, Pioneer и Technics.

Я его слепила из того, что было...

Заголовок с подтекстом — отнюдь не ирония над потенциальными или уже реальными обладателями кинотеатров в отдельно взятой коробке, а всего лишь констатация факта. Данный сектор электроники и предлагаемый им товар предоставляет совершенно иное качество, сложно сопоставимое с системами класса «Цена не обсуждается». И это качество в целом не выходит за рамки обычного телевизора и музыкального центра. В таких узких границах, поверьте, не разгуляешься. Видимо, еще и поэтому качество, которое так сложно оценить на деле, приходится так громко и часто рекламировать по ТВ, по радио, в журналах.

Сплошные «революционные» технологии и «революционные» модели. Интересная закономерность аудио/видеоэкономики — чем дешевле предлагаемая техника, тем чаще понятие «революционный» встречается в различных каталогах и рекламных проспектах. Перефразируя Ленина, «низы» не могут, но хотят... Не менее часто употреблялись слова «новейший», «новый стандарт...» (изображения, звука, качества...), «прорыв в области...» (технологий, аудио, видео, качества...)» и тому подобное. Не то чтобы телевизор плохой, но вот что в нем революционного или хотя бы «прорывного» в области технологий (или что там еще «прорывают»?), понять сложно.

Однако действительно интересная вещь появилась и в этом секторе рынка. Под различными названиями она фигурировала у разных фирм. Например, у Thomson — популярной французской марки, представленной на выставке сетью салонов «Техносила», она называлась Virtual Dolby. Суть в том, что телевизор имеет дополнительную пару динамиков и специальный процессор. В результате обычный стереозвук можно сделать более объемным. Конечно, это не будет полноценным «сурраундом», но, на мой взгляд, подобное решение намного более разумно, чем собирать кинотеатр на основе телевизора и музыкального центра.

А с таким процессором получается достаточно объемный звук, адекватный изображению, — ничто не выбивается из контекста, ничто не раздражает. Думаю, что какой-нибудь Thomson 25DU24E с Virtual Dolby рано или поздно дополнит мой «тысячный» DVD-плейер, если, конечно, не найдется более подходящего применения сумме в 500 — 600 долларов. И на этом построение домашнего кинотеатра в отдельно взятой квартире закончится.

Такие процессоры встраиваются не только в усилители, но и в DVD-плейеры. Скажем, у DVD-проигрывателя Toshiba «псевдодолби» называется «Spatializer N-2- 2». Это система пространственного звучания сегодня присутствует во всех моделях Toshiba. Суть та же самая — попытка от обычного стереотелевизора (или даже пары колонок) получить более объемный звук.

Имеются подобные разработки и у других, а точнее — практически у всех крупных компаний — производителей массовой техники. Так, например, в интерпретации Sony эта система носит название Sony Virtual Sound Stage. На стенде Sony/Columbia (напомню, что крупнейшая в США кинокомпания Columbia TriStar куплена Sony несколько лет назад) можно было наблюдать телевизоры нового поколения Trinitron Wega. Новые аппараты отличает изысканное оформление с элементами отделки белым металлом. Радует, что все больше дизайнеров отходят от абсолютно черного цвета, господствовавшего в аудио/видео на протяжении долгих лет и светлые панели вновь становятся модными. Основой новых разработок Sony служит новый широкий экран FD Trinitron — очередная реинкарнация Trinitron с улучшенными параметрами. Среди DVD-плейеров Sony привлекает внимание новинка DVP-S725D (PAL/NTSC). Проигрыватель имеет встроенный декодер Dolby Digital и DTS, а также свою систему создания объемного звука в обычном стереорежиме под названием VES. Помимо техники, Sony уже в качестве Columbia TriStar предлагала DVD-диски, но об этом чуть позже.

Panasonic очень грамотно подошел к обустройству своего демонстрационного зала, затемнив его и окрасив с помощью люминесцентных светильников в синеватые тона. Специалисты по домашнему кинотеатру как раз рекомендуют в качестве цветового решения комнаты темно-серый или темно-синий цвета, способствующие наилучшему качеству изображения. Новые модели телевизоров, DVD-плейеров и музыкальных центров Panasonic/Technics смотрелись в такой обстановке как нельзя более выигрышно. Последний DVD-плейер Panasonic DVD-A360EU оснащен встроенным декодером Dolby Digital/DTS, поддерживает аудиоданные в формате 24 бит/96 кГц и оснащен ставшим уже привычным сегодня встроенным процессором окружающего звучания при использовании только двух колонок (или телевизора со стереозвуком).

У корейцев — собственная гордость: на «DVD-шоу» они продемонстрировали столь нетривиальное качество, что лично я был просто поражен. К примеру, Samsung, занимавший весьма немалое помещение на первом этаже гостиницы. Телевизоры и DVD-плейеры этой фирмы при всем желании сложно было уличить в каких-либо недостатках, в отличие от давних лидеров в лице Sony или Panasonic. Так что, если вы не подвержены магии имени, советую обратить серьезное внимание на технику Samsung, заметно менее дорогостоящую в сравнении с «японцами». То же можно сказать и о продукции компании LG Electronics. Система пространственного звука в стереорежиме называется здесь просто 3D. В частности, она нашла себе приют в новых DVD-проигрывателях DVD-2200P и DVD-2360P.

Самые оригинальные экспозиции

Три экспозиции выставки явно выделялись своей неординарностью и как бы создавали три отдельных направления в аудио/видеотехнике, представленных здесь в единственном числе.

Компания New Ambience достаточно давно развивает в России направление Custom Installation. Коротко это понятие можно перевести как аудио- и видеоаппаратура, встроенная в интерьер. А также создание единых систем управления техникой всей квартиры (или дома) с одного пульта ДУ. На «DVD-шоу» New Ambiance знакомила со встраиваемыми в стену акустическими системами Definitive Technology, стилизованной под камень акустикой Rockustics и рядом других интересных устройств. Однако по большей части представителям компании приходилось объяснять все на словах, так как Custom Install сложно продемонстрировать в условиях выставки. «Если вы хотите добиться наивысшего качества звука, покупайте хай-эндные колонки, а если вам нужен комфортный звук нормального качества, при помощи встраиваемых в стену колонок вы вполне можете его получить...» Учитывая то, что первое требуется все меньше, а второе — все больше, New Ambiance легко найдет своих потенциальных клиентов. Лично мне импонирует достаточно ясное понимание компанией своего направления и четкое определение тех, на кого она рассчитывает свою деятельность. Те, кто пытаются угодить всем, часто теряют почву под ногами...

ATI Technologies в первую очередь занимается компьютерами, а если точнее — графическими решениями для компьютеров. То есть, видеоплатами и приводами CD-ROM и DVD-ROM. Демонстрация DVD-дисков на LCD-мониторе компьютера явно проигрывала даже самому простенькому телевизору. Но для тех, кому компьютер давно стал «вторым домом», будет интересна сама возможность внедрить телевизор и DVD-плейер в привычный корпус PC. Кроме того, мое внимание привлекли сами LCD-мониторы, для которых у ATI есть даже специальная оптимизированная видеокарта. Недостаток в разрешении у таких мониторов сегодня практически преодолен. Достоинство — полная безвредность — остается. Нет электронной пушки — нет излучения. Компьютерщики с «триплексами» на носу по жизни, сидящие за PC с открытой архитектурой, вряд ли поймут, о чем вообще идет речь. Для нормального же человека забота о своем здоровье естественна, а LCD-мониторы вызывают заметно меньшую усталость при длительной с ним работе.

Наконец, компания HiTechHome показала беспроводные наушники AC-3 Sony на инфракрасных лучах. ИК-процессор преобразует сигнал с DVD-плейера (или Hi-Fi- видеомагнитофона) в нечто, действительно объемное. Новинка чрезвычайно занимательна, причем ее применение мне видится не только в бюджетном домашнем кинотеатре. В любой квартире, даже очень большой, такой громкий способ проведения досуга так или иначе вызовет непонимание у домочадцев. Возможность надеть беспроводные наушники и услышать пусть не такой авторитетный и окружающий, но все же достаточно объемный звук, значительно отличающийся от обычного «стерео», всегда будет полезной.

Что смотреть и что слушать

Свой ассортимент фильмов и музыкальных программ на выставке представили все компании, занимающиеся выпуском DVD-дисков, за исключением «Солтисса». Дело это новое и на сегодня практически бесприбыльное, поэтому деятельность таких производителей можно и нужно приветствовать.

В выпуске зарубежных фильмов у компаний нет каких-то четких технических рамок, — что-то выпускается с переводом и субтитрами, что-то дублируется... С русскими лентами и того проще — они просто переводятся в соответствующий видео- и аудиоформат. Больше сказать об издателях особенно нечего. Люди обычно покупают диск исходя из содержания фильма, а не имени компании, его выпустившей.

Русские производители DVD, со всяческими пожеланиями успехов в их трудном деле, легче всего перечисляются следующим образом:

Twister Digital Video — «Терминатор 2», «Универсальный солдат», «Рэмбо», «Основной инстинкт», «Профессионал»

West Multimedia — «Эвита», «Блэйд», «Основные цвета», «Солдат Джейн», «Певец на свадьбе»

Videogram — «Бронкская история», «За облаками», «Такси», «Поймать Готти», «Авария» Amalgama/DVD Group— «Остин Пауэре», «Особенности национальной рыбалки», «Пятый элемент», «Леон», «Сердце Ангела»

Columbia Tristar/«Видеосервис» — «Легенды осени», «Джуманджи», «Свадьба лучшего друга», «Маска Зорро», «8 мм»

Особенно радует присутствие среди русских DVD российской/советской и мировой киноклассики, а также европейского кино. Среди таких релизов стоит упомянуть «Профессионал» с Бельмондо, «Дорз», «Королева Марго», «Шербургские зонтики», «Офицеры», «Охотник на оленей», «За облаками».

Единственной фирмой, предлагавшей на выставке зарубежные DVD (из США и Японии), был «Пурпурный Легион», причем удивила их цена, заметно более низкая по сравнению с «горбушечной».

Но сегодня DVD — это не только кино. Несколько слов на тему DVD-Audio в любом случае необходимы, хотя на выставке ничего подобного представлено не было.

Всего в мире выпущено не более десяти наименований дисков DVD-Audio. 24 бита/96 кГц на бумаге выглядят привлекательными, но вот в реальности прослушивание DVD-Audio не убедило меня в преимуществах нового звукового носителя. Отличия были заметны на уровне нюансов, и самое парадоксальное, что при прямом сравнении некоторые мои знакомые вообще предпочли звучание компакт-диска, а не DVD-Audio.

В западной печати всего год назад господствовало мнение, что любой DVD-плейер воспроизводит обычные компакты лучше, чем самый навороченный «сидюк». Теперь даже самые ярые сторонники технического прогресса уже так не думают. На DVD-проигрывателе компакт-диски звучат неплохо, почти всегда лучше, чем на дешевых CD-плейерах. Но вот суперкачества от DVD-проигрывателей я пока что не слышал. Производители, особенно специализирующиеся исключительно на цифровой технике, а также небольшие компании сегодня снимают с производства CD-плейеры, испугавшись нашествия DVD. Может быть, самое время купить хороший CD-плейер?

Размышления по дороге домой

Анализируя увиденное и услышанное на выставке, у меня сложилось представление о нескольких наиболее логичных системах домашнего кинотеатра, что я и хотел бы предложить вам в качестве информации к размышлению.

Система 1

Дорогая, предполагающая просмотр фильмов и музыкальных программ, записанных на DVD. Большой экран. Видеопроектор CRT со встроенным или внешним видеопроцессором/удвоителем. Достаточно дорогой DVD-плейер. Раздельные процессор, усилитель и акустика. В виде пожелания — отдельное затемненное помещение.

Система 2

Не столь дорогая, предполагающая комплексное использование, — просмотр фильмов и музыкальных программ с DVD, а также передач обычного и, может быть, спутникового телевидения. Экран большого или среднего размера. DLP- проектор, ресивер и набор акустики.

Система 3

Кинотеатр при минимальном бюджете. Средний размер экрана. CRT-проектор как единственный выбор, а далее — по средствам.

Система 4

Самая простая и логичная, из телевизора и DVD-плейера. Любая система «псевдопространственного звука», встроенная в телевизор или плейер, даст относительно неплохие результаты. Как я уже говорил, городить огород с акустикой и прочим при малом бюджете мне представляется неразумным. В качестве дополнения не забудьте про упомянутые ИК-наушники с процессором АС-3.

О «свершившейся DVD-революции», объявленной организаторами выставки на пресс-конференции, думаю, говорить пока рановато. Сегодняшний покупатель приобретет, наверное, уже не CD-, a DVD-плейер. И все. Дорогие системы по силам лишь единицам. Формат DVD-Video подтолкнул развитие домашнего кинотеатра, обеспечив всех киноманов носителем высочайшего качества, не ухудшающегося и после 101-го просмотра. Но цена дисков пока делает их малодоступными даже для человека среднего достатка.

Журнал «Салон AV» N11 1999 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика