component.ru: Библиотека
Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Что мы ждем от домашнего театра

Владимир Булатов

Фразеологический оборот «домашний театр» давно уже не ассоциируется с интеллектуальными забавами богемной аристократии, а имеет под собой вполне материальную основу. Более подходящее наименование для этого, без преувеличения технического прорыва в области развлечений, было бы «домашний кинотеатр», так как он предназначен для просмотра, а скорее для прослушивания видеозаписей.

Интеллектуальные и технические силы разработчиков профессиональной и бытовой аппаратуры в 80—90 годы были направлены на улучшение фонограмм видеозаписей и саундтреков для кинофильмов. Именно особое пространственное воспроизведение звукового сопровождения и является основой концепции систем домашнего театра (ДТ). Его появление на аудиорынке органично связано с поиском новых выразительных средств в кинематографе. По отношению к ДТ довольно быстро сформировалось несколько устойчивых мнений, определяющих дальнейшее проникновение этого технического дива в наши жилища. Первого придерживаются многие владельцы High End'a. Всю жизнь они боролись за «линейность» звукового тракта, и поэтому наличие множества дополнительных цепей, матричного кодирования, ограничения частотного диапазона и (о, ужас!) компрессии цифрового аудио в системах ДТ они попросту не приемлют. В связи с этим отношение к аппаратуре данного рода в лучшем случае холодное. Другое мнение имеют до самозабвения преданные видеопросмотру телезрители. Они убеждены, что состояние перманентного «апгрейда» их аудиовидеокомплекса относительно новых разработок и веяний в конечном итоге подведёт их к созданию кинотеатра в родных стенах. Они и являются основными почитателями данной техники. Ещё одна точка зрения соответствует спокойному, восприятию аудио и видео, в том числе и ДТ. Такое отношение имеет подавляющее большинство владельцев звуко- и видеовоспроизводящей аппаратуры. Их кредо — «поживем, увидим»...

Не является ли такое разное отношение к одному из самых популярных развлечений человечества — видеопросмотру — свидетельством определённой многогранности явления? Прежде всего необходимо определиться с тем, что мы хотим получить от аппаратуры ДТ. В идеале — максимальный уровень восприятия от просмотра видеозаписи такой причастности к происходящему на экране, какая достигается в настоящем кинотеатре. Слагаемые данного эмоционального ощущения заключены в сбалансированном сочетании качественного пространственного звука и достоверного изображения. Теперь уже ясно, что аппаратные средства, обеспечивающие это «двуединство», могут быть разнообразными по цене, качеству, совместимости. Думаю, читатель согласится, что по аналогии с хай-фаем, который не отменяет концертные сессии, перспектив заменить бродвейский кинотеатр у ДТ тоже немного... А нужна ли ему такая перспектива? У домашнего просмотра есть свои неоспоримые достоинства. Если рассматривать ДТ, как вполне автономное дополнение к кинопросмотру, то и оценивать его нужно по другим критериям. Итак, несколько слов о видео и аудио для «кино». Совершенствование видеоизображения — дело неблагодарное ввиду серьезного ограничения качества «картинки» бытовыми стандартами. Замечу, что видеозапись вряд ли достигнет такого уровня передачи полутонов, детальности и цвета, как у киноплёнки. Но благодарный зритель все это прощает «величайшему из искусств»... Однако вернемся к критериям выбора и оценки. Мера качества изображения телевизора или видеопроектора оценивается не только техническими параметрами, но и субъективными ощущениями, а обилие различных моделей предоставляет широкое поле выбора в зависимости от возможностей семейного бюджета. Для использования в системе ДТ экран должен быть как можно больше для данных условий просмотра (например, 29 дюймов и выше). Лучше, чтобы формат был 16:9, потому что широкое изображение, даже несколько искажённое, придаёт необходимую экспрессию динамичным кадрам, звуковое сопровождение которых, как правило, решено наиболее эффектно. Если с видеоизображением всё достаточно ясно, то звуковое сопровождение требует углублённого рассмотрения, так как непонятно, относительно каких критериев его рассматривать. Качество Hi- Fi-аппаратуры может оцениваться относительно истинного звучания музыкальных инструментов, например, в эталонных условиях, концертных залах или студиях. А как можно по формальным признакам оценить 4- или 6-канальное воспроизведение не только (и не столько!) музыки, сколько создание акустической атмосферы самой жизни, многообразия окружающих нас звуков природы — от шума дождя и шелеста листвы до громовых раскатов, что на профессиональном жаргоне обозначено одним словом — «эффекты»? Сравнение со звучанием в кинотеатре неправомерно, так как условия просмотра очень неравнозначны. Добиваться воспроизведения, соответствующего замыслу звукорежиссёра? Хотелось бы знать этот замысел... По всей видимости, специалисты со временем найдут точный метод оценки, своеобразный комплексный подход, отражающий соответствие фонограммы видеоряду. Но и без формальных методик зритель, ради которого все это затевалось, может составить собственное мнение. Главное — знать, на что именно стоит обращать внимание при выборе. Поскольку аппаратура для ДТ — звуковая, то она должна прежде всего достойно воспроизводить музыкальные записи, то есть отдельные компоненты (AV-усилитель, фронтальные и тыловые динамики, сабвуфер) должны сами по себе быть качественными. Никакие аудиоформаты, DSP, surround modes не компенсируют недостатки акустики или усилителя. Но ДТ и здесь имеет отличие от Hi-Fi: почти все AV-усилители оснащены дополнительными звуковыми процессорами DSP. Есть процессоры, концептуально являющиеся антиподом формату ТНХ, предлагающие покупателям самим определять форму и тембральную окраску звукового поля. Из приведённого выше следует, что всевозможные цифровые «примочки», неприемлемые для Hi-Fi, очень подходят для системы ДТ. Не это ли свидетельствует о появлении нового подхода к звуковоспроизведению? Далее необходимо определиться со звуковыми стандартами. Если в Dolby Surround иногда сложно добиться точной локализации источника звука, то ТНХ-4.0 легко позволяет это сделать, но требует специально подобранной (сертифицированной) аппаратуры. В то же время получить такую же глубокую пространственную картину, как в цифровом АС-3, с помощью ТНХ не представляется возможным. Не пытайтесь избавиться от ощущения избытка высоких частот и чрезмерно расширенной звуковой картины в формате АС-3 после прослушивания системы ТНХ-5.1. Однако интересно следующее: улучшение качества в связи с появлением каждого нового формата не приводит к вытеснению предыдущего. В силу ряда причин разные форматы мирно сосуществуют и каждый занимает свою нишу в системе пространственного оформления видеоряда. На данном этапе развития ДТ можно предположить, что наиболее адаптированным к условиям домашнего просмотра является ТНХ-5.1. Потрясающая локализация и четкая пространственная звуковая картина в ТНХ-5.1 создаёт нешуточный эффект присутствия в эпицентре происходящего на экране. Широко обсуждаемый формат DTS, анонсированный Стивеном Спилбергом, по всей вероятности проиграет конкурентную борьбу за рынок формату АС-3 (за ним — будущее), хотя и является более качественным. При этом формат Dolby Pro-Logic пока остается самым доступным по финансовым соображениям. Как результат обсуждения предлагаю ряд основных критериев качества правильно звучащей системы ДТ. Это — чёткая локализация источников звука, достаточный объём звукового поля, реальное звучание отдельных компонентов фонограммы, высокая детализация звукового пространства, быстрая реакция на изменение глубины звукового поля. Также необходимо упомянуть важность для систем ДТ дизайна и адаптивности к установке в жилом помещении. Если две колонки можно легко установить в комнате, то пять акустических систем плюс сабвуфер и телевизор требуют места и рационального расположения. В связи с этим фирмы, производящие оборудование для ДТ, уделяют большое внимание проблеме дизайна и совместимости с различными интерьерами. Без сомнения, мощное эмоциональное воздействие, которое привносит домашний театр в просмотр видеозаписей, позволяет заявить, что эта аппаратура представляет собой новую, относительно независимую формацию аудиотехники. Поэтому с некоторой долей оптимизма можно предположить, что ДТ в самом скором времени станет неотъемлемой частью аудиовидеосистемы, скрашивающей (или приукрашивающей?) досуг человека.

Журнал «Stereo&Video» N7 1997 г.


Назад в раздел | Оглавление библиотеки | На главную страницу

Яндекс.Метрика